Поиски и находки | После публикаций воронежского краеведа «белых пятен» в истории русского флота становится все меньше и меньше
Валерий Расторгуев – краевед, военный историк. Фото Михаила Вязового
Поводом для встречи с председателем президиума Совета краеведов Воронежской области Валерием Расторгуевым стал выпуск очередного исторического календаря, который на этот раз посвящен зарождению российского Военно-морского флота в Воронеже и охватывает период с 1695 по 1712 год.
Исследовательский интерес Валерия Расторгуева к истории создания флота в российской глубинке, вдали от моря, не случаен. Он - капитан 1-го ранга, проходил службу на Северном флоте, где, кстати, и довелось мне познакомиться с ним, был начальником военно-морского отдела Военного комиссариата Воронежской области.
На протяжении многих лет Валерий Расторгуев ведет большую общественную работу, является автором ряда книг, посвященных истории Воронежа.
Валерий Казанов
Над новым своим детищем Валерий Расторгуев работал несколько лет: информацию собирал в архивах страны и за рубежом. При оформлении календаря использовались рисунки и гравюры ведущих мастеров того времени: Адриана Шхонебека, Петра Пикарта, Алексея Ростовцева. По краю постера помещены изображения полковых знамен, знаменные гербы Павловского, Козловского, Острогожского, Тамбовского, Белгородского и Коротоякского полков Воронежского гарнизона. Все эти воинские подразделения, а также пехотный полк, сформированный из корабельного состава, в начале XVIII века защищали юг России.
- Я нисколько не удивлюсь, если в ближайшее время всплывут документы, подтверждающие, что Воронеж является не только колыбелью Военно-морского флота России, но и родиной морской пехоты, - заметил Валерий Расторгуев. - Именно здесь Петр I создавал новый тип армии, организовывал школу отечественного судостроения.
По его твердому убеждению, при создании флота на воронежской земле был совершен национальный подвиг русского народа. Так, с 1695 по 1712 год на здешних верфях адмиралтейскими и частными кумпанствами построили более одной тысячи кораблей и вооруженных судов и более десяти тысячи вспомогательных судов и плавсредств. Задача по созданию сильного военного флота, диктуемая временем, была выполнена государством в фантастически короткие сроки.
- Как свидетельствуют документы, с помощью флота успешно решались стратегические задачи на юге государства. Воронежский флот неоднократно грамотно использовался российскими дипломатами и как инструмент внешней политики, - говорит историк.
Исторический календарь открывается "Гото Предестинацией". Фото Михаила Вязового
На страницах нового календаря представлена лишь малая толика военных судов Петровской эпохи: фрегаты "Апостол Петр" и "Апостол Павел", шнява "Таймолор", галера "Принципиум" и, конечно, первый российский линейный корабль "Гото Предестинация" ("Божие Предвидение"). Строился он по проекту царя Петра I под руководством известного в будущем корабельного мастера Федосея Скляева.
Петр I принимал участие и в кораблестроительных работах; он же руководил церемонией закладки корпуса и участвовал весной 1700 года в спуске корабля на воду, на котором был впервые поднят трехцветный Андреевский флаг, освященный в Адмиралтейской церкви.
Как пояснил Валерий Расторгуев, в классификации военных кораблей того периода "Гото Предестинация" относилась к среднему классу - всего 58 пушек, хотя в Воронеже строили и сто- и стодвадцатипушечники.
Зато люди, понимающие толк в судостроении, единогласно признавали петровское творение "шедевром кораблестроения". По сведениям Корнелиса де Брюйна, по сравнению с другими кораблями "Гото Предестинация" "блистал … всеми украшениями", а капитанская каюта была обита ореховым деревом. По отдельным техническим характеристикам это судно превосходило зарубежные аналоги на несколько десятилетий.
Во время работы над историческим календарем Валерию Расторгуеву неожиданно удалось найти ответ на вопрос, которым задавались многие исследователи, изучающие судостроительную школу царя-реформатора. До сих пор не было известно, что за декор украшал левый борт "Гото Предестинации".
- Изучая гравюры Пикарта с изображением корабля, я заметил некое несоответствие, а вот что там не так, никак не мог сообразить. Лишь потом, сравнив с рисунками других авторов того периода, понял, что гравюра Пикарта в наш век пришла в зеркальном изображении. Вот такой подарок из прошлого организовал нам Петр Пикарт. Теперь мы имеем полное представление, что было нанесено на левой стороне корабля, - поделился своей удачей краевед.
Это открытие, наверняка, поможет специалистам, воссоздающим в данный момент копию первого российского линкора "Гото Предестинация". Валерий Расторгуев готов передать в экспозицию, которая будет развернута на борту плавучего корабля-музея, малоизвестные документы, чертежи, собранные им в архивах страны и за рубежом, позволяющие по-новому взглянуть на картину исторических событий, происходящих в XVII-XIX вв. на воронежской земле.
Краевед считает, что строительство регулярного Военно-морского флота способствовало становлению Воронежа как крупнейшего военно-административного, экономического и культурного центра России. Именно здесь было учреждено первое Адмиралтейство России, в 1698 году открыта первая Навигацкая школа, в 1699 году во флажной мастерской изготовлен первый Андреевский флаг, а затем первые штандарты и корабельные флаги России. Опять же в Воронеже Петром I был сделан макет крепости, которую он повелел построить князю Меншикову у Котлина острова. Эта крепость получила название "форт Кроншлот" - первое укрепление Кронштадтской крепости.
Отсюда на Балтику и Белое море отправлялись суда, построенные на воронежских верфях. Задумывал император и "Гото Предестинацию" перегнать на Балтику, чтобы усилить флот Балтийский. Но турки отказались пропустить русские суда через укрепления Керчи и Босфора, и с разрешения императора Петра Апраксин в 1711 году счел выгодным продать им "Предестинацию" и часть судов Азовского военного флота за назначенную сумму. На вырученные деньги в Англии были куплены четыре корабля, которые вошли в состав Балтийского флота.
Идея создания Военно-морского музея России зародилась у императора также на воронежской земле. А начиналось все с модель-камеры - хранилища кораблестроительных моделей и чертежей, основанного Петром I в 1709 году. Уже после его смерти в 1805 году открыли "Морской музеум", основой коллекции которого стало собрание экспонатов модель-камеры. Сейчас это Центральный военно-морской музей. Зато в городе, где зарождался российский флот, как не было, так и нет подобного музея. А единственный общественный Центр истории Военно-морского флота России, располагающийся в пятикомнатной квартире на улице Генерала Лизюкова, и тот пытаются закрыть.
Завершает же исторический календарь гравюра Алексея Попова (Магаданского) с изображением подводного ракетного крейсера "Воронеж" и большого десантного корабля "Воронежский комсомолец".
Их соседство с парусниками Петра I совсем не случайно.
- Во-первых, зримо просматривается технический прогресс: от парусного движителя к атомному реактору, - объясняет Валерий Расторгуев. - А во-вторых, календарь изготовлен по заказу Росэнергоатом и директор Нововоронежской АЭС Владимир Поваров любезно согласился помочь в издании постера. Ему, как никому другому, хорошо известно, что многие из тех, кто первыми эксплуатировал энергетические установки станции, прежде прошли основательную флотскую школу на атомных подводных лодках.
Как признался Валерий Расторгуев, выпустить календарь - дело не простое. Требуются немалые финансовые затраты. Вот и приходится порой ходить с шапкой по кругу. Хорошо, что есть друзья-моряки, спонсоры, которые идут навстречу, оказывают содействие. По большому счету, несомненно, необходима помощь со стороны региональной власти, если мы хотим позиционировать себя, как "Воронеж - родина Военно-морского флота". А за патриотом воронежского края, военным историком Валерием Расторгуевым дело не встанет. У него уже на подходе новая книга "Золотые россыпи военно-морской летописи России", в планах - выпуск очередного исторического календаря, который Валерий Расторгуев хочет посвятить первым адмиралам России, так или иначе связанным с воронежской землей. А еще - поездки в архивы страны и за рубеж, где еще немало хранится документов, которые могут пролить свет на многие события минувших лет в истории воронежского края.
Источник: газета "Коммуна" N 29 (26245), 27.02.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014