По мнению депутатов Государственной Думы РФ, причину произошедшей в московской школе трагедии следует искать в некомпетентности школьных охранников и психологов. А также в показываемых днем по телевидению сценах насилия, совершаемых подростками и в жестокости компьютерных игр, в которые играют около 90 процентов детей и подростков
Тамара Гашимова
Психологов – переключить, учителей - освободить
Для начала депутаты Госдумы попросили Министерство образования и науки проверить подлинность дипломов и профессиональную подготовку школьных психологов. Заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы Виктор Шудегов заявил, что лет десять назад, когда в учебных заведениях только появились психологи, квалифицированных кадров не хватало, поэтому подготовкой специалистов занялись все кому не лень. Ему вторит директор центра психолого-педагогической поддержки семьи «Нелишние дети» Елена Морозова, которая утверждает, что диплом психолога можно было получить за десять месяцев обучения. Но прежде всего, как она считает, необходимо пересмотреть принципы взаимодействия руководства школы, учеников и психологов, переключив внимание последних с директора на школьников.
На днях министр образования и науки Дмитрий Ливанов объявил о необходимости повышения уровня психологической подготовки учителей. А чтобы они могли больше времени уделять своим ученикам, предложил снизить до минимума документооборот и не требовать от педагогов подробной отчетности.
По данным Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, сегодня в 805 учебных заведениях области (сюда входят все школы и школы-интернаты) трудятся 216 школьных психологов и 234 социальных педагога. Для детей и подростков, находящихся в социально опасном положении, работает служба экстренной психологической помощи "детский телефон доверия". Его номер: 8-800-2000122 доступен всем независимо от места проживания, звонить можно бесплатно с любого телефона.
В Воронежской области подготовкой школьных психологов занимаются Воронежский педагогический университет и Воронежский госуниверситет.< Новые специальности в этих вузах открыли в 1996 году, когда назрела необходимость в подобного рода специалистах.
До недавнего времени образование психолога можно было получить и в Борисоглебском педагогическом институте.
- И наш вуз, и педагогический университет уделяют большое внимание подготовке психологов, социальных педагогов, коррекционных педагогов и психологов, - считает заведующая кафедрой педагогики и педагогической психологии, доктор педагогических наук Ирина Бережная. - Но сейчас эти ставки в школах ликвидируют. Разве наши депутаты об этом не знают? Если и знают, то далеко не все. Их дети в большинстве своем учатся в престижных учебных заведениях за пределами нашей страны. За два последних года в ВГПУ дипломы по специальности "Педагогика и психология" получили 78 человек. Только 26 из них смогли устроиться в учебные заведения - школ и детских садов среди них и десяти не наберется.
- Пятнадцать лет назад, когда наше образовательное учреждение только открылось, на 700 учеников нам выделили ставку заместителя директора по воспитательной работе, по две — три ставки вожатого, воспитателя и педагога дополнительного образования, - делится наболевшим директор воронежской гимназии имени Платонова Татьяна Бондарева. - Сейчас на 1018 учеников оставили ставки заместителя по воспитательной работе и психолога, внеурочной деятельностью занимаются сторонние специалисты. Одного психолога на такую школу, как наша, мало, надо троих - на начальное, среднее и старшее звено. Ведь в его обязанности входит профилактика правонарушений, социализация учеников, индивидуальная работа с детьми, проведение обучающих семинаров для классных руководителей, участие в классных часах, родительских и ученических собраниях. Помогают ему и педагоги, ведь все они, когда учились в вузе, изучали курс психологии.
По словам Татьяны Бондаревой, нынешний фонд оплаты труда четко оговаривает соотношение педагогического коллектива и обслуживающего персонала.
- Чтобы воспитательный процесс был на уровне, необходимы освобожденные кадры — воспитатели, психологи, педагоги дополнительного образования, тогда и за нравственность можно спрашивать, - считает директор гимназии. - Кто из квалифицированных, опытных психологов согласится работать в школе за 10-15 тысяч? Занимаясь частной практикой, он может заработать в пять раз больше. Учитель должен учить и воспитывать на уроке, но в помощь ему должна быть армия тех, кто должен заниматься воспитанием профессионально.
А как дела обстоят в районах Воронежской области? Возьмем, к примеру, Кантемировский район. Из 28 школ психологи есть только в семи — наиболее крупных. Оплата их труда полностью лежит на областном бюджете. В других районах картина примерно та же. Конечно, в маленькой сельской школе, где учеников чуть больше полсотни, все на виду.
Помогает еще и образ жизни села — каждый знает, чем дышит его сосед. Но сегодня школьные нагрузки на ученика из глубинки и живущего в большом городе практически одинаковы. А уж внутренние переживания — чувство неполноценности или желание доказать свою значимость всему миру, усиливающиеся в подростковом возрасте, в равной мере свойственны и тем, и другим. Хорошо, если большинство детей не умеют, или не хотят копить эмоции внутри себя и выплескивают их в окружающий мир. Но есть в школах и тихие ученики, которые в силу характера не могут рассказать ни друзьям, ни родителям, ни тем более учителям о том, что творится в их душе. Они не бьют стекла, не поджигают урны, учатся в меру своих способностей и со всеми здороваются. Как правило, вопросов к таким не возникает.
Вахтер против террориста
О том, как и кто охраняет воронежские учебные заведения, нам рассказали в областном Департаменте образования, науки и молодежной политики.
Оказывается, что укреплять безопасность образовательных учреждений департаменту помогают Главное управление МЧС России и Главное управление МВД России по Воронежской области. Сегодня на территории области находятся 1518 образовательных учреждений, из них 1425 муниципальных учреждений и 93 подведомственных профильному департаменту. Все они обеспечены физической охраной.
В 556 учреждениях есть кнопка экстренного вызова наряда полиции, 367 заключили договор с ФГУП "Охрана", 33 — доверили свою безопасность частным охранным предприятиям. В сорока одном есть кнопка, выведенная на пункт единой дежурной диспетчерской службы района. Сторожа и вахтеры следят за порядком в 521 учреждении. Договор на реагирование наряда полиции при срабатывании кнопки "тревожной сигнализации" оформили 467 школ и детских садов, находящиеся в зоне действия пунктов централизованного наблюдения вневедомственной охраны. Системой видеонаблюдения оснащено 834 объекта.
Вращающиеся двери и турникеты запрещены "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации", ставить их можно только после согласования с территориальными отделами ГУ МЧС. На данный момент этим правом воспользовались 152 образовательные организации.
Также нам сообщили, что в ближайшее время сотрудники департамента вместе с территориальными отделами ГУ МВД России по Воронежской области проверят состояние охраны образовательных учреждений.
Все это хорошо, но самое главное здесь другое. Охрану школ и детсадов оплачивают родители. Они же вместе с директором решают, кому доверить безопасность учеников и педагогического коллектива. В той же самой Москве деньги на эти цели выделяют из городского бюджета.
Удивительно, но наше повальное стремление во всем равняться на Запад в этом случае плохо срабатывает. Например в федеральном бюджете США на охрану учебных заведений выделено 140 миллионов долларов. Это на 29 миллионов больше, чем в 2013 году.
После коннектикутской драмы, когда в декабре 2012 года в начальной школе подросток убил двадцать детей и шестеро взрослых, почти 90 процентов школ в стране ужесточили режим безопасности. К камерам наблюдения, стационарным и ручным металлодетекторам вдобавок оградили территорию. Кроме этого, установили систему блокировки дверей всех школьных помещений в случае ЧП. Появилась профессиональная вооруженная охрана, в которой на сегодня заняты около 10 тысяч человек. В середине декабря 2013года один из них предотвратил трагедию в средней школе в предместьях Денвера.
P.S. Члены Общественной палаты РФ на экстренном заседании пришли к выводу, что предотвращением подобных трагедий в стране никто не занимается, поэтому необходимо подключить к решению этого вопроса Совет безопасности России. По данным Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД РФ, в России на учете состоит около 175 тысяч "склонных к правонарушениям" несовершеннолетних. Количество таких правонарушений в 2013 году выросло на пять процентов.
В свою очередь депутаты Мосгордумы заявили о намерении ввести в обязанности патрульно-постовой службы полиции дополнительный контроль учебных заведений, ограничить возраст охранников школ до 50 лет, установить во все столичные школы рамки металлоискателей, турникеты (сейчас таковые имеются в 85 процентах) и камеры по периметру прилегающих к учебным зданиям территорий.
Источник: газета "Коммуна" N 28 (26244), 25.02.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014