К 1 марта Министерство образования и науки должно проработать вопрос о введении сочинения в итоговую аттестацию школьников. Если поправки в стандарты будут утверждены, то в 2015 году сочинение вернется в школу. Кому это надо?
В школах страны о выпускном сочинении забыли пять лет назад. Вместо него в обязательном ЕГЭ по русскому языку присутствует эссе. Это сочинение-рассуждение с опорой на предложенный текст, объем которого не должен быть меньше 150 слов. Оно подчиняется определенным правилам, которых необходимо придерживаться, чтобы заработать баллы. Этого, по мнению разработчиков экзамена, должно хватить на то, чтобы показать проверяющим: умеет ли ученик рассуждать и грамотно излагать свои мысли. >
Как таковое сочинение осталось в ЕГЭ по литературе, но вес его при общей оценке заданий не много и значит. К тому же, этот экзамен сдают единицы. В 2013 году экзамен по этому предмету сдавали всего лишь 508 из почти 12 тысяч выпускников. Двое из них получили двойки, 95 – набрали больше 85 баллов, а ста баллов не было ни у кого.
Тамара Гашимова
Хотят как лучше
О том, что поколение нынешних детей практически не читает книг, говорят все и повсюду. Винят всеобщую компьютеризацию, вездесущий Интернет, отсутствие экзамена по литературе в списке обязательных. Ученые, родители, журналисты в один голос твердят о необходимости вернуть сочинение в список обязательных экзаменов. Тогда-де дети начнут читать и смогут отличить Наташу Ростову от княжны Марьи.
Услышав глас народа и стенания ученых-словесников о низком статусе литературы среди школьных предметов, Президент России Владимир Путин в октябре 2013 года на заседании Совета по культуре и искусству поручил Правительству принять меры «по совершенствованию федеральных государственных образовательных стандартов, исходя из необходимости повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы и необходимости учета при оценке степени освоения соответствующей образовательной программы полного общего образования результатов публичной защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения».
Выступивший на этом же заседании известный режиссер Карен Шахназаров предложил вернуть в школу вместо ЕГЭ полноценный экзамен по литературе, а также ввести обязательный курс классической русской литературы во всех высших и средних специальных заведениях страны. Днем позже министр образования и науки России Дмитрий Ливанов заявил, что введение сочинения в качестве обязательного выпускного экзамена послужит стимулом для школьников к освоению всей образовательной программы, а не только тех предметов, по которым им предстоит сдавать ЕГЭ.
Что ж, цель - возродить интерес к литературе - хороша, но как ее воплотить в жизнь? В какой форме будет проходить экзамен, когда начинать к нему готовиться и вообще - нужно ли оно? И вот тут-то общество во главе с учеными зашло в тупик.
Учитель Наталья Ткаченко уверена: учить детей писать сочинение надо с пятого класса. Фото Михаила Вязового
Почетную, а точнее - хлопотную, миссию разобраться в поручении Президента отвели члену Общественного совета при Министерстве образования и науки России, учителю литературы школы N57 Москвы Сергею Волкову, который уверен, что введение сочинения интереса к литературе не вызовет.
Проведя опрос педагогов, Волков выяснил, что сочинение нужно только Президенту, ученым и родителям, чьи дети уже закончили школу, тем, кто не будет готовить учеников к нему и писать его. Большинство учителей не поддерживают идею о возврате сочинения, ссылаясь на то, что теперь им придется готовить школьников к двум обязательным экзаменам, в то время как их коллеги "натаскивают" выпускников к одному, да и то не всегда обязательному, предмету.
Чтобы выполнить поручение Президента, Сергей Волков предложил перенести ЕГЭ по русскому языку в девятый класс, в десятом проводить обязательный устный экзамен по литературе, а уже в одиннадцатом писать итоговое сочинение, но не в том виде, в котором оно было раньше.
"Обязательный экзамен по иностранным языкам вводят только в 2020 году, - сетовали члены совета. - За шесть лет можно спокойно разработать необходимые документы, прописать все нормативы и без суеты внедрить новшество в практику".
В итоге договорились создать две рабочие группы. Они должны будут внести свои предложения, которые лягут потом в основу единого решения.
Неделю назад, на совещании по вопросам законодательного регулирования образования и науки Государственной Думы, председатель Комитета по образованию парламента Вячеслав Никонов предложил включить результаты итогового сочинения в портфолио, куда входят победы на олимпиадах, поощрения за успехи в учебе, внеучебные достижения, чтобы учитывать все это при поступлении в вузы и другие учебные заведения вместе с результатами ЕГЭ. Но предостерег от поспешности принятия решения: сначала "нужно принять политическое решение о поддержке предложенного подхода по учету результатов сочинения", а уж потом предлагать поправки.
… не получится ли "как всегда"?
Ректору Литературного института имени Горького Борису Тарасову не важно, о чем будут писать школьники. Главное, как он считает, - умение размышлять над жизненными проблемами, основываясь, конечно, на классической литературе. Более того, он предлагает усложнить программу: изучать произведения не по отрывкам, а полностью: только так, по его мнению, станут понятны контекст и художественный смысл.
Изменится ли при этом отношение нынешних школьников к Маше Троекуровой или Татьяне Лариной, не уверена.
- Немало таких, кто считает, что любовь должна быть на первом месте, она замужеству не помеха, - говорит учитель русского языка и литературы средней школы села Панино Воронежской области Галина Куценкова. - Если в будущем году сочинение станет обязательным, то могу однозначно сказать - нынешние десятиклассники его не напишут. Мы просто не успеем их подготовить. Трудно будет перестроить не саму программу, а сознание детей, внушить, что надо читать. Прежде, чтобы подготовиться к уроку или написать доклад, шли в библиотеку, а сейчас скачивают необходимый материал из Интернета и идут на урок, не удосужившись предварительно пробежать его глазами. Раньше стыдно было что-то не прочитать. Нынче это в порядке вещей. Из 20 детей максимум пять читают произведение, остальные отсиживаются.
Наталья Ткаченко работает в Поповской средней школе Россошанского района. Чтобы как-то растормошить своих учеников, придумывает творческие задания или просит написать небольшой рассказ. О чем? Например, о снежинке. Но прежде ребята слушают музыкальные произведения, описывают свои ощущения и ассоциации, подбирают синонимы, метафоры, эпитеты, вырезают ее из бумаги.
- В детях укоренился практицизм. Они не хотят учить "лишнее", если есть возможность выучить стихотворение по выбору, то они уцепятся за то, что поменьше, - констатирует педагог с двадцатилетним стажем. - Сегодня читают те, в чьих семьях удалось сохранить культ книги. Только на таких и держусь. Радуюсь, когда возникает возможность поговорить о литературных героях, перевести их проблемы в русло нашего времени.
- Безусловно, сочинение должно вернуться в школу, но к этому учеников надо готовить с пятого класса, тогда в 11-м они напишут его на достойном уровне, - поддерживает коллег учитель Воронежской гимназии имени И.С.Никитина Елена Алексеенко. - Оно развивает речь, стимулирует к прочтению произведений. Нынешние выпускники к этому даже морально не готовы. Сочинение предполагает знание текста и теории литературы. Раньше детей учили структуре сочинения, соотношению его частей по объему, рассказывали, где и о чем надо говорить, как раскрыть тему. С введением ЕГЭ от такой работы вынуждены были отказаться. Теперь наша задача - хорошо подготовить ребенка к экзаменам, чтобы он поступил в вуз и устроил свою судьбу. Поэтому они умеют ставить крестики, отвечать "да" или "нет" и писать эссе, но не владеют монологической речью. В лучшем случае, произнесут несколько коротких предложений. Это следствие отказа от сочинений, чтения художественной литературы. Мы все понимаем, что часть "С" - это далеко не сочинение. В нем нет глубины, анализа, требуется только отразить определенные мысли и все. То, что сейчас пишут дети, сочинением назвать нельзя. Скорей это развернутый ответ на вопрос.
Елена Алексеенко считает: если Минобрнауки поддержит Президента, то надо увеличивать количество уроков русского языка и литературы. В противном случае нагрузка на детей увеличится. Сейчас в девятом классе на эти предметы отведено по три часа в неделю. В десятом и одиннадцатом - по два и три соответственно.
Не могу не согласиться с моими собеседницами: сочинение необходимо вернуть в школу. Но не таким кавалеристским наскоком. На это требуются время и терпение. Ведь прежде чем написать полноценное сочинение, надо вдумчиво, не спеша прочитать произведение. Понять, осознать, осмыслить. Ведь литература - это не просто предмет. Это — воспитание духовности и нравственности на примере героев. Это способ и возможность с самого раннего возраста поговорить о том, что такое добро и зло. Умение пропустить через себя произведение и судьбу его героя - труд, которому нужно учиться. Если скакать галопом, то станет невозможно анализировать и обобщать, проникать в глубины произведения.
Не стоит пытаться объять необъятное и впихивать в школьную программу как можно больше произведений: количество губительно сказывается на качестве. Раньше на "Войну и мир" отводили 22 урока. Сейчас — в два раза меньше: иначе не успеть освоить программу. Но жизнь не заканчивается школой. И те, кто в детском возрасте прикипел душой к книге, и во взрослой жизни не смогут обойтись без нее. Уверенных в том, что "Войну и мир" и "Князя Серебряного" написал один и тот же человек, не слышавших о Николае Лескове и Валентине Распутине, и потом будут привлекать только глянцевые журналы.
Минувшим летом вице-президент Российской академии образования Борис Фильдштейн выступил в Российском книжном союзе с докладом о современных детях. В его основу легли исследования психологов и педагогов начиная с 2008 года. Они выяснили, что за пять лет у будущих первоклашек сильно снизились восприятие, мышление, логика, память, воображение. Почти у всех дошкольников - плохо развита мелкая моторика, из-за чего держать правильно ручку в руке и красиво писать в начальной школе могут единицы. Многие с трудом читают и понимают то, что прочли. Они стали менее любознательными, чем их сверстники 20 лет назад.
Смогут ли они через несколько лет написать более или менее внятное сочинение хотя бы на две странички?
P.S. Приехал как-то мой коллега на работу расстроенный. Пытаюсь выяснить причину.
- Пришли на день рождения дочки второклассницы друзья-подружки, - рассказывает он. - Чтобы ребят развлечь, придумали мы викторину: посмотрели список литературы, что им на прошлое лето читать задавали, вопросы составили. Накормили, напоили, на команды разделили и играть стали. На вопрос, что попросила привезти младшая дочь, героиня сказки "Аленький цветочек", своего батюшку - купца из заморских стран, девочки в бальных платьях, при маникюре и прическах только глазками хлопают - не знают. На чем плавали по морю герои пушкинской сказки про царя Салтана? Мальчишки отвечают: на теплоходе или на яхте. Про засмоленную бочку никто и не вспомнил.
Тут и я опечалилась. Да, школа, в которой учится дочка моего коллеги, к элитным не относится. Расположена в спальном районе, принимает всех, кого положено по прописке. А значит, и ребятишки в ней учатся самые обыкновенные. Все они раньше ходили в детский сад, на подготовительные курсы при школе. Всем им мамы и папы читали сказки и детские рассказы. Или должны были читать...
Источник: газета "Коммуна" N 24 (26240), 18.02.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014