Новая книга
В Воронежском областном художественном музее имени И.Н.Крамского состоялась презентация книги об одном из полузабытых русских художников. Названа она просто: «Художник Митрофан Федоров. 1870-1941»
Виталий Черников
На страницах этого сборника, выпущенного Центром духовного возрождения Черноземного края, впервые представлены материалы о жизни и творчестве Митрофана Семеновича.
Родился он в слободе Ситникова (Пушкина) Острогожского уезда Воронежской губернии в семье сельского священника (уже на склоне лет писал не без гордости: "Крамской – мой земляк"). Когда учился в Воронежской духовной семинарии, познакомился с местным живописцем Львом Соловьевым, вступил в руководимый им бесплатный рисовальный кружок. Впереди была работа учителем, поступление в Санкт-Петербургскую академию художеств, переезд в Харьков, голодная смерть в блокадном Ленинграде…
Книга о Федорове, чьи картины ныне хранятся в Третьяковской галерее, музеях Санкт-Петербурга, Киева, Харькова, Воронежа, Острогожска, Ульяновска, собрана, по сути, из осколков: фрагментов дневников, чудом уцелевших писем, воспоминаний, рассказа о персонажах его картин... Работа над ней объединила людей, живущих в больших городах и маленьких селах. И даже в других странах.
Потомков художника разбросало по миру. Но все они остались русскими интеллигентами, не забыли язык и корни.
Значительная часть созданного этим художником, к сожалению, утрачена в годы войны и блокады. К счастью, что-то уцелело в частных собраниях потомков живописца. Именно висевшие дома на стене картины и вдохновили в конце концов на работу Марине Шендеровой - живущей в Санкт-Петербурге внучке сестры художника. А помогали ей дочери - Любовь Евгеньевна и Лидия Евгеньевна. В роли научного редактора книги выступил краевед Александр Акиньшин.
- На самом деле мы ничего не знали, - призналась на презентации Марина Соломоновна.- Я выросла среди этих картин, и дочки мои выросли. Но даже мама знала об их авторе очень мало. Помню лишь фразу: "У дяди был такой трудный характер!" А когда занялась этой темой, информация буквально побежала в руки. Словно его душа хотела, чтобы все это состоялось.
Марина Шендерова читает приветственное письмо от Егора Резникова, ученого и музыканта,
живущего во Франции внука художника. Фото Михаила Квасова
Одним из наиболее ярких периодов его жизни был тот, что связан с Харьковом. Как раз в те годы тамошняя культурная жизнь бурлила. Сюда судьба заносила многих творцов - поэтов, художников... В их числе - Велимир Хлебников, Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Григорий Петников, Николай Асеев. С последними двумя, кстати, Федоров некоторым образом породнился. Все трое были дружны с сестрами Синяковыми, в семье которых, по выражению Лили Брик, "родился русский футуризм", а потом (хотя и в разные годы и с разными последствиями) каждый на одной из сестер женился.
Брак 68-летнего Федорова и оперной певицы Зинаиды Синяковой (по сцене Мамоновой) сложился, судя по всему, не слишком удачно, но теперь это уже не важно: она и он погибли в блокаду с разницей, может, в пару недель; где похоронены - не известно.
Поначалу эта книга должна была быть гораздо тоньше. Но пока она готовилась, обнаруживались новые материалы, и постепенно образ Митрофана Федорова становился все объемнее. Вошли в книгу, например, хранящиеся в музее имени И.Н.Крамского письма художника к своему учителю и другу Льву Соловьеву. Митрофан Семенович показан во всей своей человеческой противоречивости. Как выразилась на презентации Марина Шендерова, "это была необычайно привлекательная личность. И очень конфликтная".
Как, наверное, и большинство талантливых людей.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 7 (2148), 12.02.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014