Театр | Проблемы персонажей нового спектакля Воронежского Камерного понятны горожанам
Михаил Бычков снова удивил. Его новый спектакль называется «День города» и посвящен Воронежу. В нашем городе это первый опыт создания спектакля в технике "вербатим", уже достаточно широко используемой москвичами в театрах "Док" и "Практика".
Людмила Романова,
театровед
В чем суть? Каждый участник должен был найти своего героя сам. На основе бесед со своим будущим персонажем актер создает текст, шлифует его и приносит режиссеру. Режиссер выстраивает действие, составляя мозаику из этих монологов. А извлечь смысл из увиденного должен сам зритель.
Мы увидели и услышали разных людей. Мне они показались знакомыми, а проблемы их – близкими. Ведь я тоже живу в этом городе. И хотя я не могу помнить отчаянного бегства воронежцев летом 1942 года от стремительного наступления немцев, как помнит это героиня Татьяны Сезоненко, где-то в подсознании у меня хранится этот страх. Скудна радостями была и послевоенная жизнь, и одну из них она вспоминает - спектакли Воронежской музкомедии, даже напевает арию Чаны из позабытой оперетки Милютина "Поцелуй Чаниты".
Сцена из спектакля "День города. Фото Владимира Пасечного
Я не работала ни на одном из воронежских заводов, но знала и гордилась тем, что наше КБХА причастно к космическим проектам, а завод ТМП производит продукцию, которую покупают многие страны. И я всей душой сочувствую монологу рабочего (Юрий Овчинников), который с такой болью рассказывает о нынешнем состоянии завода, о московских хозяевах, которым в конечном счете нужна только земля заводской территории.
Кто помоложе, занят в основном личными проблемами. И здесь свои драмы. Полон боли монолог Андрея Новикова, чей персонаж глубоко любит жену и не встречает ответного чувства. Уморителен герой Влада Моргунова, лихо расправляющийся с обеими своими женами (а как узнаваем подобный тип!). Дискотечная девушка, не обремененная интеллектом, но такая обаятельная (Людмила Гуськова)! И, наконец, "дворянка" (Татьяна Бабенкова), пересыпающая свой эмоциональный монолог ругательствами.
Да-да, в спектакле звучит ненормативная лексика, о чем есть предупреждение на билетах. Будем честны - подобная речь звучит вокруг чаще, чем нам бы хотелось. И ханжески этого не замечать, конечно, можно, но станут ли герои более жизненны? Из песни, как говорится, слова не выкинешь. Тем более, если оно ярко характеризует персонаж. А в данном случае это именно так: контраст между ослепительной внешностью, хорошей одеждой и речью выглядит убийственно.
Вот для персонажа Елены Лукиных такая речь была бы невозможна: ее героиня страдает от исчезновения доброты, да что там доброты - простого внимания друг к другу. А может, и правда, в Воронеже очень злые люди, как убеждена цыганка - персонаж Анастасии Новиковой? Между прочим, от многих приезжих это можно услышать. Здесь бы нам и задуматься. Почему героиня Яны Кузиной никому из близких не может сказать о своей нетрадиционной ориентации? Тихо и робко доверяет она нам, зрителям, свою мучительную тайну, а многие ведь даже посочувствовать ей не захотят. Скоры мы на суд да на расправу.
Завершает спектакль монолог матери ребенка-инвалида. Удивительно проживает его Екатерина Савченко. Вот где, казалось бы, полная безнадежность. Актриса же полна тепла и света. И надежды. Это ставит достойную точку в удивительной постановке Камерного.
Работа Бычкова и его команды - точная, четкая, не может не вызывать восхищения. Обидно, если кому-то из зрителей увиденное покажется чернухой. Это не чернуха, это - наша жизнь. Что называется, без прикрас.
Сценографию спектакля составляют виды Воронежа, проецируемые на экран. Никаких достопримечательностей, обычные многоэтажки. И забор.
Предвижу негодование многих: что же, у нас в городе и показать больше нечего? Но режиссеру не нужен был открыточный город. Более того - в контраст к монологам Бычков выбрал для музыкального сопровождения официозные песни о Воронеже, созданные в разные годы. Их фальшь просто нестерпима по сравнению с живой, кровоточащей жизнью.
Допускаю, что кому-то такой срез воронежской жизни покажется односторонним: не хватает, скажем, представителей интеллигенции или бизнеса. Но режиссер не исключает возможности появления новых персонажей. Спектакль будет расти и развиваться вместе со зрителем. Если зритель его примет.
Источник: газета "Коммуна" N 20 (26236), 11.02.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014