Национальное достояние | 10 февраля исполняется 177 лет со дня гибели великого русского поэта
Анатолий Манушин
г.Воронеж
«Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет», - писал Николай Гоголь. Автор "Мертвых душ" оказался пророком, и действительно, Александр Сергеевич и через двести лет приходит к нам как русский человек в своем развитии. И сейчас нам он как никогда необходим для всей нашей человеческой и национальной жизни.
Почему? Да потому, что мы многое потеряли, прежде всего – ориентиры; потеряли элементарные представления о том, что есть добро, а что зло, что хорошо, а что плохо, что красиво, а что безобразно. И это характерно не только для России, то же происходит в Европе. Сегодня мы живем в условиях невероятного наступления англоязычной стихии, которая уже становится просто бедствием. Нечто подобное происходило в предпушкинское и пушкинское время, но только тогда всюду царил французский язык, а бедствием было влияние всего французского. Это со временем было преодолено, большая заслуга в этом - Пушкина.
Вспомним, ведь Александр Сергеевич прошел великолепную французскую школу и в детстве, в семье, и в лицее, где у него была даже кличка "француз". Но наряду с великолепным знанием французского языка, Пушкин до тонкостей чувствовал и родной русский.
В этом большая заслуга его бабушки - Марии Алексеевны. Она, няня Арина Родионовна, дядька Никита Козлов, который был при поэте с детства и до самого конца - именно этими людьми была представлена "народная школа" Пушкина.
К этому нужно добавить и летнее пребывание в Подмосковье в имении Захарово. Пять лет прожил в деревне будущий поэт, общаясь с простыми людьми. Так в детстве была им пройдена школа - языковая, словесная.
Доводилось слышать, что у Пушкина не было детства. Это как посмотреть! Да, воспитывали и обучали гувернеры и домашние учителя, но и общение с родителями было, и они были не без талантов. Отец писал стихи, оказался даровитым актером-любителем, а мама, Надежда Осиповна, была не только светской львицей: великолепно владела пером, ее письма сравнивали с письмами известной французской писательницы мадам де Сталь. А общение с известными русскими писателями начала XIX века - Н.Карамзиным, И.Дмитриевым, К.Батюшковым, В.Жуковским, которые бывали в доме Пушкиных и затем посещали юное дарование в лицее? И вот, пройдя великолепную школу двух языков и двух культур, Пушкин создал русский литературный язык.
Поэт как бы взял "передовую французскую технологию" и применил ее к русскому языку.
А основоположником языка считают Пушкина. Почему? Да потому что он, образно говоря, "раскрутил" его, выявил его мощнейший потенциал, показал его безмерное богатство. Например, слово "блестеть". У поэта оно употребляется в 12 значениях: "Ничем мы не блестим", "Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин друг свободы", "Театр полон, ложи блещут"…
Тургенев, Достоевский, Толстой творили уже по созданному Пушкиным, и поэтому Александр Сергеевич - Бог русской литературы, образец, ибо он дал нам Слово, использовав для этого и французский язык, на то время самый совершенный, самый "идеальный".
Возможен ли сейчас "новый" Пушкин? И каким он может быть? У Федора Сологуба есть любопытная фраза: "Новым Пушкиным будет тот, кто обворует своих современников".
Пушкин действительно "обворовал" и многих современников, и многих своих предшественников, но если бы он этого не сделал, то неизвестно, был бы у нас Пушкин. Этим, кстати, "грешили" и Байрон, и Гете, который говорил о себе так: "Начни я перечислять, чем я обязан великим предшественникам и современникам, то от меня, право, мало что останется".
Так же и с Пушкиным. В 20-е годы прошлого века, вышла работа исследователя М.О.Гершензона "Плагиаты Пушкина". Выясняется, что великий русский поэт позаимствовал многое у многих.
Так, у поэта Саларева, которого уже никто не помнит, он взял формулу "Что в имени тебе моем?" и поместил ее в стихи, обращение к Каролине Собанской. У поэта Филимонова есть строки: "И разъяренные валы (...) дробят о грозные скалы", а у Пушкина: "Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы". Определение "гений чистой красоты" мы воспринимаем как пушкинское, на самом деле автор - В.А.Жуковский.
Однако ограничимся этими примерами.
Вот так гениальный Александр Сергеевич Пушкин пропустил через себя всю русскую литературу XVIII-начала XIX века, беря, где возможно, то строчку, то эпитет, то образ, то слово. Образно говоря, Пушкин - это производная, то есть результат общенациональных усилий. Есть известное высказывание Герцена: "Россия ответила на вызов Петра сто лет спустя громадным явлением Пушкина". Действительно, вся Россия сконцентрировалась в нем.
Поэт в своих произведениях обобщает, синтезирует и русский, и мировой художественный опыт. Образы, которые как будто бы располагаются высоко и далеко, "опрокидываются" им в жизнь, в окружение, в житейские дела того времени. Один лишь пример. Трагедия "Моцарт и Сальери", казалось бы, написана о композиторах XVIII века, а ведь подобный сюжет мог бы быть отнесен к Пушкину и его окружению. Недаром первоначальное название трагедии было "Зависть". Пушкин всегда ищет какое-то продуктивное начало. И зависть в каком-то смысле даже хорошее качество.
"Зависть - сестра соревнования", - писал великий поэт.
Сам же он стал предметом совершенно особой зависти. Все работают на Пушкина, Пушкин что-то у каждого берет, но ни один литератор никогда к нему не приближается. Ни один! Можно трудиться в тысячу раз больше, чем Сальери, и все равно не стать Моцартом.
Мы сейчас не очень хорошо живем, в определенной степени даже загнаны в угол. И все же способны выйти к Пушкину, но это возможно только если сделаем над собой усилие, другими словами, если ответим ему определенным нравственным, эстетическим, интеллектуальным усилием.
А поможет нам в этом сам же Пушкин, его поэзия, его творчество, его жизненный пример. Если перефразировать Александра Блока, то автор "Онегина" - даст нам руку в непогоду, поможет в немой борьбе! Замечательная актриса, остроумный собеседник и мудрый человек - Фаина Раневская как-то заметила: "Мне жаль иностранцев", - сделала паузу и добавила: "У них нет Пушкина". Так порадуемся тому, что у нас Пушкин есть.
Источник: газета "Коммуна" N 19 (26235), 08.02.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014