Вернисаж
В Воронежском областном художественном музее имени И.Н.Крамского открылась выставка книжной графики Владимира Милашевского
Виталий Черников
Посвящена она 120-летию со дня рождения художника. В 1966 году в Воронеже состоялась первая его выставка. Именно тогда Милашевский передал в дар нашему музею изобразительных искусств свои рисунки, в том числе иллюстрации к произведениям Михаила Салтыкова-Щедрина и Николая Чернышевского.
Автопортрет Милашевского
Одним из ценных подарков стало авторское повторение портрета Осипа Мандельштама. Художник вообще предпочитал делиться своими работами именно с небольшими музеями. Теперь это, кажется, одна из наиболее известных работ Владимира Алексеевича: ей посвящены несколько статей, она использовалась при оформлении книг о поэте, публикаций его творений.
Коллекция пополнилась в 1980-е, когда художника уже не было в живых. Постепенно она стала одним из наиболее крупных собраний его работ в России.
Недавно его хранящаяся в Воронеже графика побывала в столичном музее А.С.Пушкина. Выставка «Иллюстрация как верность стилю», открывшаяся на днях в музее имени И.Н.Крамского, в отличие от московской, демонстрирует талант художника во всем многообразии.
Здесь представлены не только иллюстрации (например, к флоберовской "Госпоже Бовари", "Отцу Горио" Бальзака или "Коньку-Горбунку" Петра Ершова), но и акварели, портреты. Открывают экспозицию несколько автопортретов художника. Самый ранний датирован 1921 годом, самый поздний – 1970-м. Под последним - надпись: "В дар Воронежскому худ. музею".
Попали на выставку и несколько созданных Милашевским портретов литераторов: Виктора Шкловского, уже упомянутого выше Осипа Мандельштама, Исаака Бабеля, нашего земляка Олега Ласунского (именно он был, кстати, инициатором выставки 1966 года). Некоторые из этих рисунков связаны с темой вернисажа напрямую.
Дело в том, что в конце 1920-х - начале 1930-х художник занимался разработкой типового оформления серии книг издательства "Московское товарищество писателей". Обязательным элементом дизайна был портрет писателя. Среди тех, кого изобразил в те годы Милашевский, - Викентий Вересаев, Михаил Кузмин, Анри Барбюс, Лидия Сейфуллина. Позже рисовал знакомых литераторов уже скорее "для себя". Один из примеров - датированный 1961 годом портрет Виктора Шкловского.
Иллюстрация к повести В.Шишкова "Прохиндей"
Милашевского больше помнят как графика, иллюстратора, но себя-то он считал прежде всего живописцем. Художник много размышлял о "стиле". "Это нечто очень индивидуальное, то что вырабатывается "в падениях, в ссадинах, с разбитыми коленями…".
Непременными характеристиками стиля по Милашевскому были непосредственность, острая характерность, динамичность, антивозвышенность - в общем, "новый реализм без надоевших шаблонов"... Главное - передать ускользающий момент, а стремительность восприятия - как художественный метод, соответствующий динамизму реальной жизни", - объясняет в предисловии к каталогу выставки искусствовед Наталья Бакина.
Художник искал "цвет времени". Самым же дорогим, самым важным для себя временем считал годы с 1928 по 1933-й. "Этому времени я готов слагать гимны", признавался Владимир Милашевский. На выставке есть несколько работ, на которых сохранился цвет того времени. Прежде всего, пожалуй, это три портрета: "Женщина в голубом", "Женщина с папиросой" и "Женщина с гребнем".
- Когда они поодиночке бывают на разных выставках, это не так заметно. А теперь эти портреты рядом, и посмотрите, какие они яркие, необычные! - сказала Наталья Бакина журналистам, ставшим первыми посетителями выставки.
Источник: газета "Коммуна" N 13 (26229), 30.01.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014