Лица эпохи
Завтра – день рождения писателя
Владимир Межевитин
В этом году исполняется 110 лет со дня смерти Антона Павловича Чехова, в январе же все поклонники творчества писателя отмечают его день рождения. Мы уже рассказывали о его воронежских корнях, ближайших предках (живших веками на острогожской земле), его выдающемся литературном вкладе в отечественную и общечеловеческую культуру. Что с нашей стороны было справедливо, ибо на протяжении всего XX века изумительное творческое наследие Чехова и сама его личность были на редкость значимы и почитаемы во всем мире.
Антон Чехов
Наверное, никто более из русских писателей (кроме, может быть, Толстого и Достоевского) не достигал такой известности и столь безоговорочного успеха. Отсюда - и особое внимание к произведениям Антона Павловича, его биографии и судьбе...
В июне 1904 года по настоянию врачей Чехов, находясь в крайне тяжелом состоянии, отправился в свое последнее прижизненное путешествие. Он выехал вместе с женой в немецкий Баденвейлер на лечение, где и скончался 2 (15) июля в возрасте 44 лет...
Начиналось же все в провинциальном Таганроге (куда из Воронежской губернии перебрались его дед и отец), в далекой, казалось бы, от театра и литературы семье, в среде, где стремление к любым искусствам вряд ли могло серьезно поощряться. И тем не менее, в 70-х годах прошлого столетия будущий писатель сделал свои первые шаги к мировой славе.
Среди заядлых театралов Таганрога самыми впечатлительными и активными были гимназисты. Их в числе других наиболее восторженных и бескорыстных почитателей искусства Мельпомены можно было увидеть не только бушующими на галерке в зрительном зале, но и среди тех, кто после спектакля провожал из театра заезжих гастролеров в гостиницу с цветами и факелами. Нередко поклонники, заказав карету и впрягшись в нее, везли на себе понравившихся артистов. Атмосфера в городе вокруг премьер и гастролей была праздничной и запоминающейся.
С 1873 года, побывав на спектакле «Прекрасная Елена», тринадцатилетний гимназист Антон Чехов становится завсегдатаем галерки таганрогского театра. Посещать театральные представления учащиеся гимназии могли, только получив соответствующее разрешение. Однако молодые люди, неистощимые на выдумки, дабы попасть в театр, пускались на всякие уловки: гримировались, привязывали бороды, надевали темные очки, рядились в одежды отцов и старших братьев, чтобы выглядеть старше. В подобных маскарадах участвовал и Антон.
Театр для Чехова и многих его сверстников был вожделенным местом приобщения к мировой культуре, искусству, творчеству. Здесь полнее раскрывался перед ними Шекспир и Островский, Шиллер и Гоголь, Тургенев, Грибоедов, равно как и многие другие авторы. Пьесы незначительные - претенциозные и глуповатые - тоже частенько ставились на местной сцене, но и они внесли свою лепту в чеховский опыт, дали основу его первым произведениям - смешным рассказам, пародиям и фельетонам.
А тогда, в семидесятые, даже эти пустяшные спектакли по-своему увлекали ребят, развивали воображение, вкус, расширяли кругозор. Братья Чеховы, воодушевленные увиденным, устраивали дома собственные театральные представления, где Антон был основным инициатором и исполнителем.
Природная наблюдательность, актерские задатки и чувство юмора позволяли ему уморительно копировать своих знакомых, с помощью пластики и мимики воспроизводить характерные повадки людей, которых он знал или просто встречал в жизни. Так возникали первые художественные образы, рождались различные сценки, разыгрывавшиеся с азартом братьями и их друзьями. Ставили Чеховы пьесы и на русском, и на украинском языках, не раз обращались к гоголевскому "Ревизору".
В доме приятеля Антона Андрея Дросси организовался со временем настоящий любительский театр; там был занавес с наклеенными на нем попугаями и жар-птицей, реквизит и нумерованные билеты. Антон Чехов в этом театре исполнял свои роли с неизменным успехом. Его появления на сцене нередко вызывали восторг и гомерический хохот зрителей.
Сверстникам Антон запомнился ролью Несчастливцева в "Лесе" Островского, а в водевильной "Шалости гусарского офицера" он с блеском исполнял роль старухи-старостихи.
Тогда же Чехов начинает и сам сочинять сценки-миниатюры (где текст имеет важное, определяющее значение), делать литературные зарисовки таганрогской жизни. В 1875 году вышел в свет первый чеховский рукописный журнал "Заика". Свои миниатюры и номера "Заики" Антон посылает брату Александру в Москву, а тот, отмечая наиболее удачные, предлагает их в популярный юмористический журнал "Будильник"...
В конце 70-х годов Чехов пишет драму "Безотцовщина", пьесу "Нашла коса на камень" и водевиль "Не даром курица пела", а год 1879-й он сам назовет позднее годом серьезного начала работы в литературе. Несомненно, приобщение к театру, книгам, музыке (которую любил отец) пробудили в нем стремление к творчеству, а талант и каждодневный, упорный труд с годами превратили Чехова в выдающегося писателя, прожившего, к сожалению, немного, но внесшего уникальный вклад в мировую литературу и театральное искусство.
Источник: газета "Коммуна" N 12 (26228), 28.01.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014