Экономика
Начаты летные испытания новой отечественной ракеты с двигателями КБХА
28 декабря с космодрома Плесецк в Архангельской области был осуществлен первый пуск новой российской космической ракеты «Союз-2.1в», созданной на самарском предприятии "ЦСКБПрогресс". Летное испытание оказалось полностью успешным.
Александр Кажикин
пресс-служба ОАО КБХА
Две ступени ракеты отработали по программе, разгонный блок "Волга" завершил вывод полезной нагрузки из нескольких космических аппаратов на заданную орбиту. Тем приятней это событие, что поднимали в космос новую ракету воронежские двигатели разработки Конструкторского бюро химавтоматики. Причем для одного из них это тоже был дебют. В составе первой ступени ракеты свой первый полет успешно совершил новый двигатель 14Д24 разработки КБХА и производства Воронежского механического завода.
Вместе с легендарным ракетным двигателем НК-33 (наследником еще советской лунной программы) он обеспечил отрыв ракеты от земли и ее полет на начальном участке траектории, после чего включилась вторая ступень, в составе которой так же надежно отработал другой двигатель разработки и производства КБХА 14Д23. Его создали тоже сравнительно недавно: впервые он совершил полет в 2006 году в составе ракеты "Союз-2.1б".
Летное испытание новой ракеты – всегда волнительное мероприятие. Отработка по отдельности ее составных частей на земле, какой бы кропотливой она ни была, не дает стопроцентной уверенности, что в полете все пойдет как надо. Вот и на этот раз пуск ракеты "Союз2.1в", изначально запланированный на 23 декабря, неоднократно переносился по техническим причинам и заставил изрядно поволноваться участников, в числе которых была группа специалистов КБХА во главе с генеральным директором - генеральным конструктором Владимиром Рачуком.
Заместитель генерального конструктора, главный конструктор двигателей 14Д23 и 14Д24 Виктор Горохов поделился своими впечатлениями:
- Подготовку к пуску на космодроме мы обеспечивали целой командой, в состав которой, кроме руководителя предприятия, входили я, Сергей Кунавин, Вячеслав Романов, Сергей Зинченко, Юрий Прудыус. Это объяснимо: ракета состоит из двух ступеней, и на каждой стоят наши двигатели. Волнения было немало: при подготовке к старту возникала то одна проблема, то другая. Представляете себе напряжение, когда до старта буквально десять минут и… отмена пуска, срочный поиск причин проблемы, решений по ее устранению. К чести воронежцев стоит отметить, что ни в один из проблемных дней наши двигатели не задержали старт ни на час.
Конечно, у всех присутствующих был большой настрой пустить ракету в первый полет до Нового года. Так что работали допоздна и даже ночью. Из-за переносов времени старта с ракеты несколько раз сливали заправленные компоненты топлива. В результате для очередной заправки пришлось подвозить дополнительные запасы жидкого кислорода, который был доставлен опять же из нашего города. В итоге 28 декабря состоялся успешный пуск, а у нас появился повод для шутки: воронежские двигатели на воронежском кислороде работают как часы.
Наше главное внимание при подготовке было сосредоточено на двигателе 14Д24. Все-таки первый полет, да еще и в связке с двигателем другой фирмы - ОАО "Кузнецов". 14Д24 мы разработали в сжатые сроки - два с половиной года. Такой темп работ характерен, наверное, только для далеких 60-х годов, когда летали Юрий Гагарин, Валентина Терешкова. Важно отметить, что наземная отработка двигателя прошла всего на трех изготовленных экземплярах, в то время как обычная практика - это десятки двигателей, "прожигаемых" на земле. При этом мы подтвердили, что связка КБХА-ВМЗ в качестве "разработчика-изготовителя" новых ракетных двигателей сохраняет свою эффективность и потенциал.
В создание ракеты и двигателей для нее большой вклад внесла молодежь, то самое новое поколение, которое перекладывает сейчас опыт седоволосых ветеранов на новые компьютерные технологии, современные станки и оборудование |
В 2013 году, когда перешли к испытанию двигателя 14Д24 в составе ступени, финишная прямая уже казалась видна. Однако проявились технические проблемы. Но на то они и испытания. Пришлось во второй половине года в срочном порядке пересматривать систему наддува баков первой ступени.
Мы придумали новую идеологию, предложили ее самарцам и взялись оперативно подтвердить автономным огневым испытанием двигателя на нашем стенде. Это помогло избежать долгой и дорогостоящей подготовки к проведению дополнительных испытаний ступени. Конечно, лезли уже не совсем в свое дело, но решение оказалось верным.
Полет 28 декабря открыл этап летно-конструкторских испытаний ракеты "Союз-2.1в". Но уже сейчас у самарцев больше дюжины запросов на ее использование для вывода в космос полезной нагрузки. Объяснение простое: новая легкая ракета, предназначенная для запуска небольших космических аппаратов, получилась, по сути, самой выгодной в своем классе по ключевым показателям: стоимость и вес выводимой полезной нагрузки. Не зря итальянцы с ракетой-конкурентом "Вега" так пристально наблюдают сейчас за нами.
Пуск ракеты-носителя "Союз-2.1в"
Для Воронежа, как, наверное, и для Самары, прошедший пуск стал важен еще и с другой стороны. В создание ракеты и двигателей для нее большой вклад внесла молодежь, то самое новое поколение, которое перекладывает сейчас опыт седоволосых ветеранов на новые компьютерные технологии, современные станки и оборудование. Почувствовав вкус технической победы, уверенность в своих силах, они, безусловно, будут готовы к большему.
Источник: газета "Коммуна" N 12 (26228), 28.01.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014