Национальный вопрос для России носит фундаментальный характер, а его гармоничное решение является одним из главных условий самого дальнейшего существования государства
Аркадий Минаков
доктор исторических наук, профессор,
член Национальной палаты Воронежской области
В ходе предвыборной кампании 2012 года Президент Владимир Путин прочно ввел в политическое поле одну очень важную идею. Так, он заявил, что национальный вопрос для России носит фундаментальный характер, а его гармоничное решение является одним из главных условий самого дальнейшего существования РФ.
При этом Владимир Путин констатировал бурный рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Президент охарактеризовал историческую Россию как «государство сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими».
Россия в трактовке Владимира Путина является уникальной полиэтнической цивилизацией, скрепленной русским культурным ядром, а "русский народ является государствообразующим – по факту существования России".
Давая определения русским как государствообразующему народу, Президент тем самым сделал определенный шаг в создание условий для обсуждения вопроса. Дело в том, что в Конституции РФ какие-либо упоминания о государствообразующем русском народе отсутствует, по-прежнему в официальных декларациях этнически русские не рассматриваются как самостоятельный субъект, чьи интересы должны учитываться, у них нет национальной территории. У других этносов эти атрибуты есть. К примеру, в Конституции Татарстана записано: "Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа", способствует сохранению и развитию исторических, национальных и духовных традиций, культур, языков.
Президент Владимир Путин коснулся причин межнациональных столкновений между русскими и представителями иных этносов. К причинам столкновений он отнес отсутствие справедливости, безответственность и бездействие отдельных представителей государства, неверие в равенство перед законом и неотвратимость наказания для преступника, убеждение, что "все куплено и правды" нет.
Впервые представитель власти такого уровня признал, что проблемы вызваны не действиями мифических "русских фашистов", а системными проблемами: нерешенными социально-экономическими проблемами, пороками правоохранительной системы, неэффективностью власти, коррупцией и конфликтами на национальной почве. Более того, Владимир Путин признал, что проблема небезосновательно выглядит в глазах протестующих на Манежной площади и в Бирюлево следующим образом: "на исторических русских территориях ущемляются права русских, это говорит о том, что государственные структуры не выполняют своих прямых задач - не защищают жизнь, права и безопасность граждан".
Президент, подчеркнув отличие "этнической преступности" от обычной преступности, охарактеризовал ее крайне негативную роль: "С правовой точки зрения преступные группировки, построенные по национальному, клановому принципу, ничем не лучше обычных банд. Но в наших условиях этническая преступность является проблемой не только криминальной, но и проблемой государственной безопасности. И к ней надо соответствующим образом относиться".
К числу причин, которые способствуют росту этнической преступности, Владимир Путин отнес "недееспособность или коррумпированность суда и полиции", которые "всегда будут вести не только к недовольству и радикализации принимающего мигрантов общества, но и к укоренению "разборок по понятиям" и теневой криминализованной экономики в самой среде мигрантов".
Фактически, Президент признал особую остроту миграционной проблемы, констатировал, что зачастую интересы мигрантов удовлетворяются за счет интересов и потребностей местного населения. Он отметил, что во многих "миграционно привлекательных" регионах и мегаполисах социальная инфраструктура, медицина, образование, рынок труда "сейчас работают на пределе".
Какой же выход? Рецептов у Владимира Путина оказалось не так много, хотя сами по себе они бесспорны.
- Интенсифицировать процесс формирования нации и самоидентичности путем повышения роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история.
- Государственная политика в области культуры должна задавать поведенческие образцы и нормы. Инструментами ее должны выступать телевидение, кино, Интернет, массовая культура в целом.
- На порядок должно быть повышено качество миграционной политики государства.
- Тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям. Всякое другое - неадекватное, агрессивное, вызывающее, неуважительное - поведение должно встречать соответствующий законный, но жесткий ответ, и в первую очередь со стороны органов власти, которые сегодня часто просто бездействуют.
- Самым жестким образом, без оглядки на чины и звания, оценивать действия или бездействия правоохранительных структур, органов власти, которые привели к межнациональному напряжению.
- Нельзя допускать, чтобы возникали "замкнутые, обособленные национальные анклавы, в которых часто действуют не законы, а разного рода "понятия".
Три месяца назад в Москве прошел XVII Всемирный Русский Народный Собор. На соборе с программными речами выступили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и ряд высокопоставленных представителей различных ветвей власти (например, руководитель Администрации Президента Сергей Иванов, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин), видные деятели Православной Церкви и других конфессий, ученые, педагоги, писатели и т.д.
Главной темой Собора оказался русский вопрос и межнациональные отношения. В частности, Патриарх Кирилл заявил: "Мы должны ясно и недвусмысленно сказать: симфония этносов, которая придает нашей цивилизации неповторимый облик, невозможна без участия в ней русских. Диалог народов, призванный внести гармонию в межнациональные отношения, не достигнет цели без присутствия в нем русских голосов, русского фактора".
На площадках межнациональных дискуссий должен быть представлен и русский народ.
Фактически, Патриарх констатировал, что позиция русского большинства игнорируется, что глухота власть имущих к интересам и чаяниям миллионов русских, нежелание искать совместные решения проблем чрезмерной миграции и связанного с ней криминала, а также подчас вызывающего поведения приезжих, уже сейчас выводят ситуацию на грань критической черты. Замалчивание русского вопроса ведет к лавинообразному росту маргинальных и агрессивных проявлений.
Патриарх подчеркнул, что отчуждение русских от государства и руководства бизнесом, т.е. власти и собственности, может стать крупнейшим фактором нестабильности, несущим угрозу фундаментальным основам нашей цивилизации (собственно, это и есть краткая формулировка русского вопроса!).
Патриарх подверг критике как позицию радикальных русских националистов, так и русофобствующих ультралибералов (которые и сейчас во многом определяют политический мейнстрим): "Мы отвергаем позицию тех, кто считает, что Россия должна быть страной только и исключительно для русских. Но мы также никогда не согласимся с теми, кто хочет видеть ее "Россией без русских", лишенной национального и религиозного лица, потерявшей чувство солидарности и единства. Подобный сценарий чреват катастрофическими последствиями не только для нашего государства, но и для всего мира".
Разумеется, Патриарх подчеркнул: "Ни один человек, принадлежащий к другому народу в России, не должен быть ограничен в своих правах, в своих возможностях. Одним из непременных условий межнационального согласия должно быть, во-первых, осуществление права народов нашей страны на этнокультурное развитие, при этом государствообразующий русский народ не может быть исключен из этого процесса".
Представляется, что Патриарх озвучил то, что действительно думает русское большинство жителей нашего государства.
Русский вопрос: молодежь ищет ответы. Фото Михаила Вязового
Отрадно слышать здравые мысли. Но все же верховная власть явно запаздывает с осознанием того, насколько опасно игнорировать "русский фактор". Для понимания всей остроты русского вопроса приведем некоторые очевидные, но, к сожалению, плохо осознаваемые факты.
В результате ряда социальных и военных катаклизмов, произошедших в XX веке, русский народ оказался в ситуации тяжелейшего кризиса. Сейчас фактически начался процесс замены коренного славянского, финно-угорского и тюркского населения, составляющие ядро русской цивилизации, мигрантами.
Русские в своем большинстве оказались беззащитными перед лавиной проблем, обрушившихся на них в 1990-е годы. Они веками решали эти проблемы не через общинную или диаспорную организацию, сформированную по кровно-родственному признаку, а посредством государства. В результате, если государство игнорирует или недостаточно внимательно относится к их интересам, русские существенно проигрывают малым этносам, обладающим своей самоорганизацией, сложившейся веками.
Возможностей политического, экономического, информационного, правового лоббирования своих интересов у этнических русских сейчас нет. Русские просто не имеют эффективных инструментов давления на безнациональную бюрократию, выросшую в традициях советского интернационализма и новорусского космополитизма.
Поэтому все в большей и большей степени распространяется среди государственно-образующего народа убеждение, что у них нет государства, которое защищало бы их интересы, а власть прислушивается только к интересам диаспор или космополитических корпораций. Русских слушают только в случае массовых волнений, как на Манежке или в Бирюлево.
Значительная часть коренного населения России охвачена недоумением, апатией, для нее характерно чувство унижения и фрустрации.
В экономическом плане большинство русских оказалось в категории так называемых бюджетников, выполняющих важные государственные функции, но практически лишенных сколько-нибудь значимой собственности и вынужденных довольствоваться преимущественно нищенскими зарплатами (учителя, медики, ученые, инженеры и т.д.). Русское большинство не живет, а выживает.
Графики роста зарплаты не должны вызывать иллюзий, значительная часть русских едва сводит концы с концами.
За "нулевые" годы во весь рост встала проблема внешней миграции, болезненно воспринимаемая русским большинством. Начинают складываться замкнутые национально-религиозные общины, которые не только ассимилироваться, но даже и адаптироваться отказываются. Люди шокированы агрессивным давлением на свои традиции, привычный жизненный уклад и всерьез опасаются угрозы утратить национально-государственную идентичность.
Где же выход?
Президент Владимир Путин, напомню, в первую очередь возлагает надежды на систему образования, средства массовой информации, учреждения культуры и т.д. Однако надо смотреть правде в глаза. Система образования разрушается со всех сторон. Ее характерные черты: нищенское финансирование и соответствующие зарплаты, бездарные учебные программы и учебники, необходимость предоставлять гомерическое количество отчетов, справок, графиков, планов, не дающих времени и сил учителям проводить занятия, перегруженность школьников ненужными предметами, невозможность соблюдать элементарную дисциплину, отсутствие возможности ставить объективные оценки - за неудовлетворительные оценки учителей наказывают, система ЕГЭ привела к тотальной коррупции и разрушению образованности как таковой. Все больше и больше школьников старших классов просто не умеют удовлетворительно читать и писать и в жизни не прочитали ни одной книги.
История Россия в учебниках, созданных авторами либеральной и лево-интернационалистской ориентации, подается как история некой многовековой болезни, которую необходимо лечить исключительно по западным либеральным и неомарксистским рецептам. Затем подобный контингент поступает в вузы, у которых также возникают системные проблемы, по своей остроте и качеству мало чем отличающиеся от проблем средней школы: резкое ухудшение качества абитуриентов и студенческой массы, нищенское финансирование, унизительно низкие зарплаты профессорско-преподавательского состава, стремительное старение основной массы преподавательского корпуса и много другое. Никакого здорового национального самосознания, национальной идентичности нынешние школа и университет по определению не могут сформировать. В этой сфере нужны серьезные изменения, поворот к действенной модели национального образования и воспитания.
Что касается средств массовой информации, которые, по мысли Президента, должны способствовать проведению адекватной национальной политики, то большинство из них по-прежнему занимают ультралиберальную позицию, сформированную в 90-е годы. По сей день в них явно доминирует убеждение, согласно которому "термин "русский" нас разъединяет", а "принятие Православия - трагедия для России".
В сфере культуры, как в массовой, так и "элитарной", мы наблюдаем апофеоз пошлости, навязывание различных форм девиантного поведения, введение ненормативной лексики в культурное пространство, явную или латентную пропаганду различных форм нетрадиционной сексуальной ориентации и т.д. Вряд ли СМИ в том виде, в каком они функционируют сейчас, могут способствовать процессам национальной идентичности, скорее, наоборот.
Тем не менее ход истории объективно ведет РФ к созданию национально ориентированной государственности. После распада СССР во всех бывших республиках Советского Союза были созданы, по сути дела, национальные государства. Исключение составляет Российская Федерация, которая в плане национального устройства представляет собой редуцированную, усеченную ленинско-сталинскую модель СССР с искусственными внутренними границами и национальными республиками, чреватую распадом. При этом русские в РФ составляют огромное национальное большинство - 80 процентов населения, около 116 миллионов.
Таким образом, определенные внутренние условия для создания национальной государственности имеются. Вопрос в том, какой будет эта государственность: авторитарно-шовинистической или демократической. Национальная демократия, солидарное общество возможны, когда как отдельные граждане, так и регионы, будут обладать равными политическими и экономическими правами, что предполагает соблюдение реального равноправия в политической, экономической, правовой, культурной сфере - соблюдение элементарных пропорций.
Если мы строим правовое демократическое государство - значит, власть должна учитывать и формулировать и русские интересы, а не только голоса влиятельных национальных диаспор и корпоративных лоббистов. Если целью государства является благополучие большинства нации, государственно-образующих "бюджетников" - государство должно вывести капиталы из оффшорных зон, бороться с коррупцией на деле, а не на словах, собирать эффективно налоги, вводить прогрессивный налог, средства эти общеизвестны. Будет в России хорошо русскому большинству - будет хорошо и всем другим этносам.
Солидарное общество возможно только как общество и социальной и национальной справедливости, где большинство русских не будут отчуждены от власти и собственности, где их национальные чаяния и проблемы будут учитываться и решаться. В противном случае, перекосы в национальной и социальной сфере действительно породят чудовище не мифического, а реального национал-социализма. Возникновение его будет только вопросом времени.
Современная власть должна усвоить два урока русской истории, как при полном равнодушии народа государство, игнорирующее интересы этого самого народа, распалось в три дня в феврале 1917 года и в августе 1991-го.
Это выступление прозвучало 21 января на заседании Национальной палаты Воронежской области.
Источник: газета "Коммуна" N 12 (26228), 28.01.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014