Творчество
Массовое фотолюбительство в нашей стране началось во времена хрущевской оттепели. Первая послевоенная выставка художественной фотографии в Воронеже состоялась в январе 1959 года. Тогда в залах областного Музея изобразительных искусств экспонировалось около 150 фотографий 37 авторов. Участник этой выставки Сергей Левченко до сих пор бережно хранит все свидетельства этой исторической экспозиции. В том же году большой фотоконкурс организовала редакция газеты «Коммуна». Эти и другие массовые мероприятия способствовали появлению кружков, где все желающие могли приобщиться к светописи и приобретали первые практические навыки фотосъемки. В то время практически каждое предприятие, не говоря уже о клубах и Домах культуры, имело свой фотокружок.
Михаил Вязовой,
председатель правления фотоклуба "Экспресс"
В 1964 году в Воронеже появился фотоклуб "Экспресс", который до настоящего времени продолжает деятельность Воронежского научно-художественного фотографического общества, которое успешно и плодотворно функционировало с 1904 по 1931 год. Создателями "Экспресса" были подлинные энтузиасты: руководитель фотокружка ДК железнодорожников Петр Мельников и фронтовик, выпускник курсов фотохроники ТАСС, фотокорреспондент дорожной газеты "Вперед" Анатолий Галкин.
В состав клуба, с одной стороны, влились способные кружковцы, а с другой – творческие фотографы и любители светописи. Стать его членом было непросто: кроме заявления, надо было представить конкурентоспособные фотографии и рекомендации двух членов клуба.
Среди самых первых "клубников" следует назвать Юрия Пузыревского, Валерия Лозового, Ивана Шипилова, Яков Петрова, Бориса Скачкова, Валерия Андреева.
За полвека этот самодеятельный фотоколлектив создал свою школу своеобразную академию высшего фотографического мастерства. Здесь выросло несколько поколений известных фотохудожников.
Фотография, несмотря на свою кажущуюся объективность, по сути, очень субъективное явление, и поэтому хотя бы несколько строк надо сказать о людях, оставивших яркий след в истории воронежской светописи.
Ветеран Великой Отечественной войны, заместитель начальника штаба по тылу Камчатской флотилии, Евгений Васильевич Хмелевцев (18.02.1922 - 31.08.1994), в наш город приехал с Дальнего Востока, отслужив в армии тридцать лет. В историю воронежской фотографии Хмелевцев вошел не только как - художник, автор трех фотографических альбомов о городе, но и как мудрый организатор, почетный председатель воронежского народного фотоклуба "Экспресс" в лучшую пору его активной деятельности 197080-е годы. Это он, по сути, превратил кружок любителей светописи в центр фотоискусства, получивший российское и европейское признание.
Одним из старейших фотолюбителей был Иван Смирнов (1920-1980). Еще в 1957 году журнал "Советское фото" N5 опубликовал его работу "И скучно и грустно…". Рецензент журнала похвалил Смирнова за выразительный снимок, на котором было изображение обезьяны за решеткой.
Борис Касаткин - ведущий конструктор концерна "Созвездие", председатель художественного совета клуба, участник и призер нескольких престижных выставок творческой фотографии.
Юрий Чичкин родился перед самой войной, воспитывался в детских домах и военно-музыкальном училище.< После службы в армии сменил множество профессий: был грузчиком, слесарем, водителем троллейбуса, столяром, библиотекарем и вновь грузчиком... пока в 1993 году по рекомендации фотоклуба не стал профессиональным фотографом. Фотолюбительством, а также охотой и рыбалкой, он увлекся давно. Трофеи Юрия Ивановича довольно весомые - отличная защита диплома по фотографии в Московском полиграфическом техникуме, на которой высокую оценку ему поставили специалисты "Мосфильма", премия журнала "Советское фото", награды на других престижных выставках и многочисленные публикации в газетах и журналах.
Валерий Кириченко (1943-2009), руководитель кинофотослужбы Воронежского механического завода, страстный путешественник, мастер спорта по альпинизму. Работал фотографом Воронежского аграрного университета. Сегодня его нет среди нас. Но его прекрасные пейзажи большого формата украшают кабинеты и аудитории вуза. Персональная выставка Кириченко в Воронежском областном краеведческом музее была в 2003 году.
Василий Смотров - фотохудожник Старооскольского электрометаллургического комбината, выпускник факультета журналистики ВГУ. Одно время работал в редакциях воронежских газет и фотографом Воронежского заповедника. Автор многих публикаций в прессе, участник и призер нескольких выставок художественной фотографии. Его персональные выставки в Старом Осколе (1999 и 2002 годы), в Германии (1995).
Владимир Солодов (6.06.1948 - 20.11.2003) - фотохудожник и педагог, участник многих выставок творческой фотографии, первоклассный фотограф рекламы, заказы которому шли даже из других регионов страны. Авторитетный член жюри многих выставок. Человек удивительного обаяния, тонкого вкуса и высоких моральных качеств. О его фотографической грамотности и педантичности до сих пор ходят легенды. Многое он мастерил сам и дарил друзьям.
Дмитрий Пупавкин (1945 -1987) - биолог, начальник лесоустроительной экспедиции и страстный фотолюбитель, участник нескольких выставок художественной фотографии. В память о нем фотоклуб проводит ежегодный открытый городской фотоконкурс "Природа", который традиционно проходит в конце ноября.
Сергей Миронов представляет в клубе сразу две музы: живопись и светопись. Его живописная светопись по достоинству оценена коллегами.
Анатолий Рыжков (6.09.1948 - 12.1998) - инженер Воронежского политехнического института. Пожалуй, самый маститый "экспрессовец" в 1970-80-е годы. Рыжков - неоднократный призер отчетных выставок клуба, городских и областных фотоконкурсов, участник и призер нескольких российских, всесоюзных и международных выставок творческой фотографии. Участник и призер шести всесоюзных блицтурниров фотографов мотокросса "Вадугунс". Только одна его работа "Эквилибрист" экспонировалась на следующих выставках: в Чехословакии, ГДР, Польше и других странах.
Николай Стребков - один из столпов фотоклубовского движения. Около 40 лет - бессменный штатный руководитель "Экспресса", фотожурналист- репортер ряда воронежских изданий. Самобытный фотограф, мастер лирического пейзажа и психологического портрета.
Участник и призер многих всероссийских и международных конкурсов-выставок художественной фотографии Сергей Смирнов пришел в "Экспресс" уже сложившимся художником, но и ему не помешали советы и поддержка опытных мастеров. На сегодняшний день член Русского географического общества и Союза фотохудожников России Сергей Смирнов - самый востребованный маэстро светописи. Редко какое издание о городе и природе воронежского края обходится без его участия.
Он - автор нескольких книг - фотоальбомов о природе нашего региона. Особое место в его творчестве занимает православие. В этой теме он настоящий маэстро. Это заметили все и в первую очередь издатели духовной литературы. Год назад в Выставочном зале Союза художников открылась большая персональная выставка Сергея Смирнова, которая стала событием в культурной жизни города.
В Воронежской областной Думе. Фото Михаила Вязового
В 2004 году к 40-летию клуба при поддержке ЮВЖД и усилиями фотожурналиста газеты "Вперед" Сергея Киселева издана фотокнига "Дороги "Экспресса". В книге собраны лучшие снимки золотого фонда коллектива и все его достижения.
А они немалые: члены клуба - участники и призеры самых престижных конкурсов и выставок художественной и документальной фотографии в стране и за рубежом. Только перечисление их займет несколько страниц текста. Назовем лишь некоторые - "Интерпрессфото-77", Художественные салоны в Бухаресте, Софии, в Париже (Клиши), "Малый формат", "Варшава-75", "Щит города Брно", "Фотоюморина" в Габрово; полсотни российских, всесоюзных и межклубных выставок.
Фотоработы Андрея Архипова охотно приобретают ведущие российские и зарубежные агентства.
Все местные издания публикуют работы наших мастеров. Такие издания, как "Легенды Воронежа", фотоальбом "Воронеж", "Россия. Черноземный край", "Кольцовский академический", "Храмы Воронежской епархии" почти полностью иллюстрированы снимками членов фотоклуба.
Ежегодно коллектив организует несколько городских выставок, в том числе отчетную, принимает активное участие в реализации других художественных проектов. Клуб не занимается коммерческой деятельностью, он твердо стоит на позиции художественной, выставочной фотографии, к которой, надеемся, есть интерес у проницательного зрителя.
Двери клуба открыты для всех поклонников тринадцатой музы - светописи (если считать, что десятой музой является кинематограф, одиннадцатой - телевидение, двенадцатой - искусство звукозаписи).
Фотоклуб часто устраивает коллективные поездки на пленэр. В двух таких экскурсиях по реке Воргол нам встретился местный фотограф. Познакомились, оказалось, что фотолюбитель из Ельца Анатолий Соковых заочно всех нас знает по фотовыставкам, на которые он специально приезжает в наш город.
"Экспресс", которому в сентябре 2014 года "стукнет" 50 лет, и сегодня готов распахнуть двери перед всеми ценителями светописи.
Каждую неделю по понедельникам в 19 часов фотографы собираются в Воронежском Дворце культуры железнодорожников. За годы выработалась традиция: каждый первый понедельник здесь анонимно рассматривают новые снимки. Второй понедельник - это, как правило, обзор новой литературы или подробные новости фотографической жизни страны.
Клуб регулярно проводит творческие отчеты, встречи с интересными людьми. В общении лучше проявляются творческие качества личности фотографа. С недавнего времени при фотоклубе занимается молодежная студия, воспитанники которой - Ирина Агеева, Лариса Лебедева, Татьяна Пейсахович, Вадим Соболев, Александр Денисов, Евгений Каган - уже участвуют в коллективных фотовыставках.
Фотоклуб "Кадр" как центр детского фотографического творчества появился в 1981 году. Инициатором его создания был Анатолий Раджабли. "Кадр" располагался в доме N 11 по улице Комарова на первом этаже жилого дома, где объединили две квартиры и отдали их под детский клуб. Преподавателей было трое - Андрей Пауков, Александр Лепендин и Ирина Гаврилова.
Учениками "Кадра" стали ребята из окрестных школ - от первого до десятого класса. Детей было много, и фотографию они осваивали с большим удовольствием. В один год набор составил 120 человек! Была даже группа дошкольников. Материал им преподавали в форме игры, малыши сами делали фотограммы и простейшие композиции.
Помещение фотоклуба оказалось небольшим: административный кабинет, лаборатория для проявки пленок, преподавательская, методический кабинет, одна большая комната - детская лаборатория и вестибюль, который иногда использовался как студия. "Кадр" находился на полном обеспечении профсоюза. Бумага, пленка, реактивы - все это закупалось для детей в достаточном количестве. Но когда настали перестроечные времена, финансирование прекратилось. В 1992 году прекратились занятия и детского фотоколлектива.
В начале 1980-х в Нововоронеже при Дворце культуры атомщиков был создан фотоклуб "Фотон". Совместно с профсоюзным комитетом АЭС фотолюбители устраивали выставки, проводили конкурсы. Один из них - "Мотокросс" - стал традиционным и вызывал интерес у фотографов других городов. Активными участниками "Фотона" были Евгений Сальников, Александр Петрашов, Леонард Пахоменко и Виктор Малород.
В 2007 году в Борисоглебске организовался клуб фотохудожников "Отражение". Единомышленников Константина Макова и Андрея Кочкина приютил местный Дом офицеров. Клуб организовал несколько выставок творческой фотографии и выразил готовность к сотрудничеству с коллегами из других регионов.
В Калаче уже много лет работает народная фотостудия. Ее организаторы Анатолий Эриксон и Николай Кривошлыков подготовили целую плеяду известных фотохудожников, участников и призеров областных и российских выставок, среди которых Виктор Игошкин, Сергей Касимов, Сергей Берестнев, Евгений Москаленко.
Некоторые фотохудожники, как видите, успешно сочетают творчество с педагогической деятельностью. В Воронежском художественном училище обучение будущих художников основам фотоискусства ведется уже много лет. Основам ремесла и творчества их учили опытные мастера Евгений Пошивалов, Михаил Квасов, Владимир Голуб. Результаты уже есть: студенты училища - активные участники и призеры городских конкурсов-выставок.
Другая, еще более известная в Воронеже, школа-студия работает при Центре дополнительного образования "Созвездие" Коминтерновского района. Здесь со всеми желающими занимаются Андрей Пауков и Виталий Грасс.
Нельзя обойти вниманием и подготовку фотожурналистов в Воронежском государственном университете. В 1964 году, когда на филологическом факультете открылась специальность - журналистика, фотография вошла в разряд дополнительных дисциплин.
Первым преподавателем, который пытался расширить курс фотодела, был Леонид Шаповалов. Затем его сменил Михаил Волков. А когда уже факультет журналистики перебрался в новое здание на улицу Хользунова, преподавателем фотожурналистики, фоторекламы и фотожурналистского мастерства восемнадцать лет работал автор этих строк. Потом его сменили Алексей Колосов, в прошлом - фотожурналист "Молодого коммунара", фотохудожник Владимир Голуб. Сегодня курс творческой фотографии на журфаке ведет Алексей Маслов.
Члены молодежного фотоклуба ВГУ "Фотум" смело пробуют себя во всех жанрах и стилях современной светописи. Успехи их налицо: только в 2012 году они организовали и провели в Воронеже Международный фестиваль художественной фотографии, на котором не затерялись и работы молодых воронежцев. Выпускники факультета журналистики, которые связали свою судьбу с фотографией, - Анатолий Костин, Павел Кривцов, Эдуард Боев, Владимир Лавров, Игорь Филонов, Наталья Коптелова, Елена Тарасова, Павел Шипилов, Сергей Шипилов, Олеся Полякова, Марина Сальникова, Кирилл Усольцев и другие.
В1999 году в Воронеже была создана еще одна солидная фотографическая организация - Воронежское отделение Союза фотохудожников России (руководитель Елена Чаплыгина), которое активно включилось в художественную жизнь города. Их самое большое достижение - это, несомненно, книга "Фотографы Воронежа и области", изданная в 2013 году.
Фотография не просто память, она порой показывает то, что от обычного взора ускользает. Это ее свойство гениально показал Микеланджело Антониони в фильме, который стал гимном фотографии. Он так и называется: "Блоу-ап", в переводе - фотоувеличение. Ее герой - фотограф, который, печатая снимок, обнаруживает следы преступления.
"Человек с киноаппаратом" - так назвал Дзига Вертов фильм во славу чуда XX века - кинематографа. Подобного восторженного отношения к себе заслуживает и предшественница кино - фотография. Снимок - посредник между человеком и окружающим миром. Если бы в школе читали курс творческой светописи, то путь к вершинам визуальной культуры для многих из нас был бы гораздо короче.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 4 (2145), 22.01.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014