Это интервью с московским писателем Александром Карцевым, подполковником в запасе, в прошлом – военным разведчиком, прошедшим войну в Афганистане, было подготовлено журналистом Владимиром Олейником для американских русскоязычных газет «Новый меридиан» и "Каскад". Для публикации в "Воронежской неделе" выбраны наиболее интересные части этой беседы. Напомним, ранее в "Воронежской неделе" публиковались рассказы Александра Карцева. А в книжных магазинах, в том числе и в Воронеже, можно разыскать его книгу "Военный разведчик" (полная версия этой книги есть на сайте Artofwar.ru под названием "Шелковый путь").
Он описывает Афганскую войну такой, какой она была. И в этом привлекательность его творчества…
Фрагмент публикации в американской газете "Меридиан" с портретом А.Карцева в курсантские годы
- Александр Иванович, если не секрет, как вы попали в военную разведку?
- Никакого секрета здесь нет. Поступив в Московское высшее общевойсковое командное училище имени Верховного Совета РСФСР, я занимался тем, что нравилось мне еще в школьные годы: учебой, спортом и культурно-массовой работой...
На четвертом курсе училища меня и еще нескольких наших курсантов направили в издательство газеты "Известия". Мы работали с архивами, готовили материалы к номерам, посвященным 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мне нравилась эта работа, нравилось анализировать полученную информацию, сопоставлять различные источники.
После того, как я озвучил некоторые свои выводы, меня познакомили с известным писателем Александром Александровичем Щелоковым. Он и стал моим наставником. Человеком, который привел меня в военную разведку. В то время он работал в издательстве "Правда"
... Так началась моя подготовка к моей первой командировке. Мне рассказывали об Афганистане, о традициях и обычаях афганцев. О политической обстановке в стране и главарях крупнейших банд (и больше всего об Ахмад Шахе Масуде)...
В Афганистане мне очень помогло то, что вскоре после приезда я был назначен на должность заместителя командира мотострелковой роты. Эта должность, как никакая другая, подходила для моей "второй" работы. Я мог свободно встречаться с Шафи, моим наставником, учителем, контактом и другом...
Стоит отметить, что Шафи был в свое время также преподавателем и личным другом Ахмад Шаха Масуда, главаря крупнейшей группировки моджахедов. На Ахмад Шаха в Москве были большие надежды. В связи с предстоящим выводом из Афганистана наших войск вставал вопрос о дальнейшем политическом обустройстве этой страны. Ахмад Шах был не только нашим врагом, но отважным воином и мудрым политиком. Человеком, способным вывести Афганистан из хаоса гражданской войны. Ему решено было помочь...
И операция Главного разведывательного управления по передаче власти в стране, после вывода наших войск из Афганистана, Ахмад Шаху Масуду, на мой взгляд, одна из самых успешных наших разведывательных операций того времени. Потому что побочным результатом этой операции был "вывод" из-под удара многих афганских военнослужащих и сотрудников силовых органов, которые в это время "перешли" на сторону Ахмад Шаха. То, что не смогла или не захотела сделать наша страна, по мере сил и возможностей, постаралось сделать наше Главное разведывательное управление. Иначе бы после вывода наших войск все они были бы казнены талибами. И не только они, но и их семьи.
И второе - еще одним побочным эффектом этой операции был практически бескровный вывод наших войск. Не стоит думать, что все это произошло само собой. Это была серьезная и кропотливая работа очень многих людей. В отличие от нас, американцы, англичане и немцы, проходящие ныне службу в Афганистане, оценивают разведывательное обеспечение вывода наших войск очень высоко. У нас же в истории Афганской войны - это всего лишь очередное "белое пятно", о котором мы знаем крайне мало...
- Для человека европейского воспитания столкновение с миропониманием и бытом Востока - всегда как минимум открытие незнаемого. А ваше главное открытие в Афганистане?
- Перед самой отправкой в Афганистан мой наставник Александр Александрович Щелоков напомнил мне слова Рихарда Зорге: "Чтобы узнать больше, нужно знать больше других. Нужно стать интересным для тех, кто тебя интересует". Сан Саныч подарил мне на память книгу афганских сказок и легенд. В сказках хранятся душа и ключ к пониманию любого народа, сказал он мне на прощание. И посоветовал никогда не забывать, что на языке моих новых "друзей" разговаривали и писали свои труды Фирдоуси, Ибн-Сина Авиценна и многие другие великие мудрецы прошлого.
Для меня стало настоящим откровением, что далеко не во всех афганских сказках главные герои живут долго и счастливо. Гораздо чаще они погибали...
Александр Карцев в афганских горах
Многие из нас считали афганцев необразованными, отсталыми людьми. Это было далеко не так. К примеру, Шафи окончил в свое время Оксфорд и затем несколько лет работал врачом в Японии и Китае. Преподавал в Кабульском политехническом институте. Но это тоже стало для меня уроком: не спешить с оценкой незнакомых людей. Научиться их слушать. И всегда стараться узнать у них что-то новое.
С последним было совсем не сложно. Весь мир вокруг меня в то время был не только необычным, но и очень интересным. Система кяризов, по которым шло снабжение водой местных кишлаков. И которые часто использовали для передвижения душманы. Развалины итальянской колонии у подножия Тотахана (отм. 1641 м, небольшая горка, на которой размешался командный пункт нашей роты). Необычная архитектура, система отопления и вентиляции афганских домов или, точнее, крепостей. Удивительно интересные занятия с Шафи по рукопашному бою, его уроки по массажу и восточной медицине. И, разумеется, рассказы Шафи о его племени и традициях.
В результате получилось так, что самым большим моим открытием в Афганистане стали не военные тайны, а племя, в котором родился Шафи. В своих произведениях я называю это племя Одинами. Чтобы не путать их с калашами, живущими в Читральской долине в Пакистане.
- Если говорить о системе ценностей, то когда и где для вас определились границы Добра и Зла? Или этот процесс, как самопознание, бесконечен?
- В школе на уроках истории я всегда удивлялся тому, как много мы воюем. Мой дальний предок уходил в дозор с Куликова поля. Прадед воевал в русско-японскую и Гражданскую войну. Оба деда воевали в Гражданскую и погибли в Великую Отечественную. А где богатые трофеи, которые они принесли с войны? Стали ли их семьи жить лучше после тех войн? И ради ли страны они воевали всю свою жизнь? Или ради тех, кто управлял страной, ради их благополучия и сытой жизни?
Тогда я еще не знал аксиомы британского военного историка Лиддел Гарта о том, что победитель после войны должен жить лучше, чем жил до войны ("цель войны - добиться лучшего состояния мира"). Но где-то в глубине души уже зрело понимание, что многое из того, что говорят с высоких трибун, не всегда соответствует реальному положению дел.
Понятно, что была Великая Отечественная война, когда наши деды защищали саму жизнь на нашей земле. Но ведь были и другие войны. И появлялись новые вопросы.
Кто стал лучше жить после Афганской войны? Солдаты и офицеры Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане, вернувшиеся домой? Или афганцы? Или все же те господа, которые несколько лет спустя развалили Советский Союз? И ограбили народ и страну в ходе так называемой приватизации? После "наведения конституционного порядка" в Чечне нетрудно догадаться, кто победил в тех войнах.
Достаточно лишь сравнить дома бывших боевиков и дома наших солдат и офицеров. Съездить в русскую глубинку, в умирающие русские деревни и села. А потом в чеченские села. И обязательно - на Рублевку! И тогда станет понятнее, ради кого и ради чего мы так много воюем. И почему никак не можем победить.
Я часто слышал, что войны - это судьба русского человека. Что Швейцария слишком маленькая страна, чтобы приводить ее в пример возможности жить мирно. Что Австралия - это вообще не пример (не уточняя, правда, почему?).
Когда я встретил Шафи, то узнал, что его племя, живущее в постоянно воюющем Афганистане, не воюет последние двадцать четыре века! И очень даже неплохо себя при этом чувствует! А границы Добра и Зла определились для меня, когда, отслужив 25 лет в армии, я обратился к мэру города Клин господину Постриганю А.Н. с просьбой выделить землю под строительство дома. В Клину я родился. В Клину похоронены мои родители, мои предки.
Те, кто защищал этот город, строил его, работал на его предприятиях. Увы, земли для меня не нашлось. Зато ее в избытке было у самого мэра и его детей. Все по закону...
Колоссальные траты на строительство олимпийских объектов в Сочи, вместо развития нашего сельского хозяйства и промышленности - для кого-то тоже Добро. Для тех же, кто понимает, что наш народ достоин большего, чем только хлеба и зрелищ - это всего лишь очередной мыльный пузырь. Потому что Игры пройдут, а время будет упущено. Это и гигантские стройки на острове Русский и нанотехнологии в Сколково, позволяющие бесследно исчезать десяткам миллиардов бюджетных рублей.
Примеров таких - множество. Добро и Зло всегда идут рядом.
Но процесс борьбы Добра и Зла не бесконечен. Ибо эта борьба подобна болезни. А больной человек, как известно, либо выздоравливает, либо умирает. То же самое будет и с нами, и с нашей страной. Если мы не научимся выбирать себе вождей не по их словам, а по делам. Если не вспомним, что мы - Великий Народ, Народ-труженик, Народ - созидатель!
- Что вы как офицер думаете о предательстве? Что это за "химический процесс"?
- Увы, я не офицер-химик, чтобы разбираться в химических процессах. В них пусть разбираются ученые. Но что касается предательства, думается, оно было всегда. И всегда будет. Так же, как всегда были и будут люди, готовые пойти на костер ради своей веры, своих убеждений и своих товарищей. Я часто встречаюсь с воспитанниками различных военно-патриотических клубов.
Посмотрели бы вы, какие там замечательные ребята! Те, кто не продадут и не предадут. К сожалению, думается, что таких ребят с каждым годом у нас будет все меньше. Еще несколько небольших победоносных "войнушек" или "наведений конституционных порядков" окончательно выбьют наш генофонд.
Потому что одно дело - воевать за свою Родину. И совсем другое - за частную собственность различных господ.
Уже и сейчас разрыв родоплеменных связей в нашем народе, отсутствие взаимовыручки и взаимопонимания вызывают серьезные опасения в нашем будущем. Именно в этом корень многих наших бед.
И есть еще один, очень важный, на мой взгляд, момент. Мой прадед донской казак Данила Паршин считал, что тот, кто живет выше третьего этажа, теряет корни, связывающие его с матушкой-землей. Тот, кто не сажает в палисаднике георгины - не умеет радоваться восходу солнца. И его закату. Таких называл нежитями.
Мы слишком оторвались от своих корней, от земли. Бог с ними, с георгинами. Но когда у нас вместо настоящих друзей остаются лишь компьютерные "френды", когда любимым девушкам вместо цветов дарят виртуальные подарки, - обесценивается многое.
Обесценивается Подвиг, если он не наберет нескольких сотен "лайков". Когда богатство, добытое любой ценой, любым способом, становится достоинством. Тогда предательство может очень скоро стать вполне обыденным явлением.
Помните клятву афинского гражданина: "Не покину соседа по строю, с которым мне вместе идти"? Когда у нас снова появятся общие цели и задачи, которые мы будем решать сообща тогда и с "химическими процессами" у нас все будет в порядке.
Полная версия интервью - на странице Александра Ивановича Карцева на сайте Artofwar.ru
Источник: газета "Воронежская неделя" N 4 (2145), 22.01.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014