Сигнальный экземпляр | В Издательско-полиграфическом центре Воронежского государственного университета вышла в свет книга «Кудесник "Белого Бима» Это сборник воспоминаний о замечательном русском писателе, лауреате Государственной премии СССР Гаврииле Николаевиче Троепольском (1905-1995). Сборник продолжает книжную серию "Неизвестные известные воронежцы", созданную по инициативе Воронежской региональной общественной организации по охране исторического наследия "ЭКОС".
Юрий Кургузов
…Кстати, взяв сборник в руки, поймал вдруг себя на мысли: а что, разве до сих пор подобной книги – эдакого "взгляда со всех сторон" на жизнь и творчество нашего прославленного земляка - не было? А оказывается, и не было. В смысле, не было сборника - лишь разбросанные по самым разным изданиям публикации. И, как заметил в предисловии к нему профессор ВГУ Виктор Акаткин, такие "воспоминания о Гаврииле Николаевиче Троепольском непременно должны были появиться. Его хорошо знали не только по книгам, но и, как говорится, вживую, во всех подробностях внешних проявлений... со своими "чудинками", "заморочками", азартами..."
И вот наконец такое издание появилось. Его редактор-составитель Евгений Новичихин собрал под одной обложкой воспоминания о Троепольском людей разных, хотя и объединенных друг с другом, в данном случае, своей общей причастностью к слову и - к Мастеру этого слова.
Жизнь любого человека складывается из великого множества поступков, дел, деяний, событий (больших и малых), отношений с окружающими, встреч, общения и прочего, прочего, прочего. Такая личность, как Троепольский, в этом контексте особенно интересна и, естественно, уникальна. Прожив на земле много весьма непростых для себя лет, он словно написал, как и опубликованные свои книги, - еще одну - книгу собственной жизни, запечатленную и созданную душами и руками других людей. Очень многих людей, и понятно, что далеко не все из этого "запечатленного" вошло в "Кудесника...".Но, как говорится, начало положено.
И между прочим (не сразу), заметил одну любопытную вещь. Подобные сборники можно ведь "компоновать" по-разному: "по хронологии", "тематически", по степени близости авторов воспоминаний к их герою и т.д. В результате книга "выстраивается" в тот либо иной "ранжир", и строй этот сам по себе тоже становится, так сказать, дополнительным инструментом для решения составителем его главной творческой задачи.
Евгений же Новичихин пошел на первый взгляд наиболее простым и "демократичным" путем - "дал" авторов по алфавиту - от "А" до "Ю", от Виктора Акаткина до Леонида Южанинова. И... И, по-моему, такой подход в конкретном случае оказался абсолютно верным (хотя, повторюсь, не единственно возможным). И посмотрите: честное слово, прямо какая-то маленькая... мистика, что ли? Акаткин - предисловие. Николай Гамов (второй материал сборника) - "Кубанев и Троепольский" - о "раннем" Гаврииле Николаевиче; затем - целый калейдоскоп больших по объему и не очень очерков, автор каждого из которых рассказывает о "своем" Троепольском; и в завершение - всего три странички Леонида Южанинова, но странички эти дали название самой книге - "Кудесник "Белого Бима".
Еще цитата из предисловия: "Воспоминания о Троепольском читаются как единый текст, каждая новая статья, как кусочек мозаики, бесконфликтно укладывается в общую картину... Не хотел бы взвешивать их на критических весах, потому что в каждой из них свой солнечный зайчик, высвечивающий ту или иную грань сложного облика Троепольского... По важности и плотности наблюдений, по богатству и глубине мыслей (своих и Троепольского) я все же выделил бы статьи Эдуарда Ефремова, Анатолия Никифорова, Евгения Новичихина, Виктора Силина. Они читаются словно драма (или трагедия?) современной жизни, в которой почему-то утрат больше, чем обретений.
Как соразмышление с писателем о мучивших его проблемах, о том, как бы сохранить наш Дом-Россию, "из которого вышел в жизнь большой писатель" (В. Силин)".
И в заключение - слово самому Гавриилу Николаевичу: "...Надо во всем перед собою ставить задачу... Во всем - вот что главное: сделать человека более добрым, чистым. Писатель, конечно, сам не может быть без изъянов - вокруг сложная жизнь... Он должен видеть в читателе собеседника. Задачи творения добра нужно ставить перед народом. Народ сам должен быть в этом плане сознательным - тогда он народ. Полного совершенства достичь нельзя, но ты стремись к этому, но не кричи об этом. Должно быть... тихое стремление. Останется добро, останется и человечество. Наше развитие - в понимании любви и добра..."
Источник: газета "Коммуна" N 6 (26222), 17.01.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014