Поиски и находки | Оказалось, что входные башни дворца Ольденбургских в Рамони на 40 лет старше, чем сам дворец
В двух предыдущих номерах «Коммуна» (Отчий дом "отца винтовки", Раритет от Тулиновых) рассказала о том, что Рамонь вновь обрела свое старейшее культурное гнездо – дворянскую усадьбу Тулиновых конца XVIII - первой половины XIX века, которая несправедливо считалась утраченной, снесенной. В продолжение темы - о новом историческом открытии.
Павел Попов,
кандидат исторических наук
В 1840-е годы не было в Воронеже человека, который не знал бы губернского предводителя дворянства Николая Ивановича Тулинова. Он был воистину легендарной личностью. Содержал постановки спектаклей в городском театре, тратил на них колоссальные суммы денег - порой 16 тысяч рублей на одно представление.
Обставил немереной роскошью фамильный дом на Тулиновской улице (ныне ул. Вайцеховского, дом N 2/4, известен еще как Дом Вигеля по фамилии наследника). Говорили, что и в доме Николай с двумя братьями (все трое были холостяками) любили устраивать не столько спектакли, сколько оргии, украшая их "живыми статуями" - обнаженной натурой - в нишах, проделанных в стенах. Но более всего современников будоражил облик дома: и без того роскошный особняк был частично переделан в неоготическом стиле. Такой стиль вошел в моду в среде высшей российской знати в 1830-1840-е годы - в противовес приевшемуся классицизму и в подражание средневековым западноевропейским замкам.
Николай Тулинов
Тулинов, стремясь подчеркнуть свое лидерство в местном обществе, устроил в стенах городского дома стрельчатые ("готические") окна, а тыльный фасад увенчал аттиком с зубцами в подражание знаменитым графским и княжеским дворцам. Архитектурные аналоги - дворцы дворян Голынских в Белоруссии, князей Дадиани в Грузии, графа Воронцова в Алупке. Именно он, большой поклонник неоготики, был тогдашним хозяином имения Рамонь.
Кто не знает легендарных парадных ворот с башнями, стоящих перед дворцом принцев Ольденбургских! Они воспроизводятся на обложках многих книг, они же стали главным символом на современном гербе Рамонского района. В охранных документах дата строительства ворот обозначена 1880 годами, что, как выяснилось, совершенно не соответствует истине! А ведь еще несколько десятилетий назад рамонский краевед Н.В.Ильинский писал, что ворота остались от более ранних владельцев, от Тулиновых. Но он не привел доказательств. И с годами ему… все больше не верили. Несколько лет назад архитекторы-реставраторы сделали удивительное заключение о том, что и ворота, и дворец якобы подобны и по кирпичной кладке, и по стилю.
Но вот передо мной архивная опись рамонской усадьбы, составленная в 1854 году сразу после смерти Н.И. Тулинова, и в ней - те самые "две башни и ворота каменные", как подчеркнуто в документе, "устроенные по рисунку", то есть по специальному проекту!
Идентичность башенных ворот 1854 года и современных подтверждается исследованием кладки: она подобна верстовой перевязке кирпичей первой половины XIX века в господском доме, а стены дворца Ольденбургских, выложенные в 1880-х годах, резко отличаются от башенных как по способу кладки (не верстовая, а тычковая, с обработкой швов в пустошовку), так и по более ровной прессовочной выделке кирпичей, благодаря чему швы тоньше. И размеры кирпичей другие.
Парадные ворота Тулиновых - главный символ Рамони. 2013 г. Фото Павла Попова
Ольденбургские не только не снесли усадебный комплекс Тулиновых, но и использовали большинство старых строений. Более того, сооружая дворец, они подстраивались под сложившееся парадное оформление усадьбы! Во дворце повторены отдельные неоготические элементы. Но дворец имеет и явные стилевые отличия: там гораздо меньше готических компонентов, но много эклектичных форм, предвещавших нарождение нового стиля - модерна. Возможно, рамонские башни имели еще и декоративное значение в театральных увлечениях Н.И. Тулинова.
Напрашивается интересная аналогия с современным Платоновским фестивалем, с представлениями в Рамони на фоне этих ворот... Доныне идут споры о том, какой зодчий проектировал дворец. Иногда полагают, что принцы с чужеземной фамилией могли привлечь иностранцев. Но теперь ясно, что башенные ворота порождены нашими, русскими, специалистами.
Предположу, что автором был почитаемый воронежский архитектор-новатор С.И. Соколов. Примерно в то же время, в 1840-е годы, он создал, как говорили современники, "Соколиное гнездо" на нынешней улице Степана Разина: выстроил собственный дом и украсил подпорную стену башенками и зубцами на манер крепостных. По старым фотографиям видно, что детали башенок были подобны верхним украшениям рамонских башен.
Становится понятно, почему имение Рамонь было выбрано в качестве великолепного "царского подарка" - пожаловано внучке императора Николая I, племяннице Александра II Евгении Максимилиановне, вышедшей замуж за принца А.П. Ольденбургского.
Рамонь выделялась не только природными красотами. Здесь, благодаря Тулиновым и их управляющему И.И. Мосину, была прекрасно обустроена усадьба. Она отличалась и хозяйственными достижениями, и комфортной зоной отдыха.
Та же опись 1854 года перечисляет несколько каменных промышленных зданий и в их числе - мастерские, стеариновое предприятие и свеклосахарный завод, состоявший из трех отделений. При заводе отдельно стояли водокачка и "костопальня", где вырабатывался костный уголь для очистки сахара. Спуск к заводу отличался мощными кирпичными откосами. Напомню, что сахарный завод был запущен в 1840 году, а в советские годы стал "визитной карточкой" Рамони и возвысил ее до райцентра.
Не Ольденбургские, а Тулиновы создали и знаменитый парк, спускающийся к реке, - с каменным гротом, лестницами, оранжереей. Помимо главных ворот, парк имел оградки и башенки поменьше.
Оранжерея состояла из четырех теплиц, и каждая из них поражала составом растений. Например, в первой каменной теплице выращивали абрикосы, персики, вишни, сливы, груши, яблони и прочие фрукты, а во второй содержали парник с 240 ананасами!
Увы, чрезмерное богатство никому не приносило настоящего счастья. По свидетельству известного русского мемуариста Ф.Ф. Вигеля, старший из братьев Тулиновых, Алексей, до того бредил деньгами и почестями, "что лишился наконец ума".
Судя по документам, полоумный Алексей и средний брат Дмитрий скончались в 1853 году, а младший холостяк Николай преставился в следующем, 1854-м, от апоплексического удара - несмотря на 44-летний возраст.
Фамилия Тулиновых покинула Воронеж и Рамонь, а вместе с ней, может быть, ушли и... мечты братьев о дворце в Рамони?
Источник: газета "Коммуна" N 6 (26222), 17.01.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014