Персона
Сорок лет назад она появилась в Воронеже и стала преподавателем института искусств. Вскоре возглавила кафедру мастерства актера. Все эти годы воспитывала будущих артистов, среди которых теперь немало заслуженных и народных. Они работают не только в театрах по всей стране и в республиках бывшего Союза, но и в кино, появляются на телевизионных экранах. Недавно профессор Воронежской академии искусств Виолетта Владимировна Тополага была награждена престижной Премией имени Народного артиста СССР М.И.Царева в номинации «За успешное воспитание актерской смены».
Владимир Межевитин
В моей памяти Воронежский институт искусств утопает в зелени живописного района Березовой рощи. Именно там продолжают жить незабываемые спектакли и талантливейшие мастера: Николай Дубинский и Владимир Сисикин, Глеб Дроздов и Владимир Бугров, Ирина Сачко и Набиля Валитова, Борис Цуканов, Владимир Шлюпиков, Сталь Пензин… Их уже нет, а оставшиеся – Виолетта Тополага, Евгений Слепых, Ирина Сисикина, Алексей Дундуков - вместе с другими, новыми, наставниками продолжают делать свое нужное и часто незаметное, несуетное дело.
Виолетта Тополага
Виолетта Владимировна - из той замечательной компании первых преподавателей, создававших славную биографию института (ставшего академией), вырастивших многих и многих артистов, радующих теперь зрителей на сценах самых разных городов.
Хорошо помню неповторимую атмосферу нашей уютной Альма-матер: знаменитую мраморную лестницу, упражняющихся повсюду друзей-музыкантов, очаровательных девушек, спешащих в танцевальный или спортивный залы, вечно что-то репетирующих и отрабатывающих приемы сценического боя начинающих актеров с их бесконечными монологами.
И помню тех самых удивительных педагогов, которых пригласили в начале 1970-х создатели театрального факультета в Воронеже московские подвижники: профессор ГИТИСа Ольга Ивановна Старостина и доцент (ректор) Щукинского училища Борис Григорьевич Кульнев. Именно они и были основателями нескольких вузов искусств в нашей стране и за рубежом. Их воспитанница Виолетта Тополага, переехав в Воронеж, вскоре возглавила кафедру актерского мастерства.
За все эти годы она воспитала целую плеяду заслуженных и народных артистов России. А такие спектакли, как "Трехгрошовая опера" Брехта, "Пять вечеров" и "Мать Иисуса" Володина, "Женитьба Бальзаминова" Островского, "Пришел мужчина к женщине" Злотникова, "Слуга двух господ" Гольдони, "Чайка", "Медведь", "Предложение" Чехова и другие, поставленные на ее курсах, - являлись значительными событиями культурной жизни города.
Круг практических интересов ее творческой мастерской органично объединил Станиславского и Михаила Чехова, НемировичаДанченко и Вахтангова, Завадского и Товстоногова. Со всеми этими выдающимися деятелями сцены Виолетта Владимировна Тополага находила особое созвучие, черпала у них вдохновение и силы, а их мысли и открытия она стремилась передавать своим воспитанникам. С огромным уважением и вниманием Виолетта Владимировна относилась к достижениям Малого театра, пронзительным новациям Таганки; поискам Анатолия Васильева, раннего Виктюка, Додина, Гинкаса, Яновской...
Весь свой опыт, творческий и жизненный, она воплощала в уроках актерского мастерства, уроках школы русского психологического театра, чуждого эпатажу, экзальтации и дешевым эффектам. Она учила (и продолжает учить) театру, устремленному к Душе человека, его Божественному началу...
Я часто вспоминаю драгоценные часы нашего общения, разговоров, споров, сотворчества, впечатления первых встреч, когда увидел ее светлые глаза, внимательные и очень добрые, взгляд которых, словно невидимый барьер, не пропускал ни лести, ни малейшей фальши. По окончании учебы при вручении дипломов она подарила каждому из нас миниатюрное сердечко в знак памяти. Этот знак оказался весьма символичен, ибо в каждого студента она старалась вложить частичку своего сердца - искреннего и неравнодушного.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 3 (2144), 15.01.2014г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014