Земляки
Если человеческую жизнь измерять километрами, то за спиной полковника ВВС летчика первого класса Петра Хромых их было пять миллионов
Петр Павлович родился в октябре 1929 года в селе Тишанка Таловского района Воронежской области в крестьянской семье. После окончания средней школы Петр поступил в Балашовское военное училище, которое окончил по первому разряду. Потом началась его летная жизнь.
Тридцать восемь лет отдано службе в авиации дальнего действия. Прямо скажем – немало. За эти годы Петр Павлович на разных типах самолетов налетал без малого пять миллионов километров, а это значит, что он обогнул земной шар более чем сто раз. Впечатляет. За десятки лет службы Петром Павловичем подготовлено немало командиров тяжелых воздушных кораблей, которые впоследствии возглавляли военно-воздушные части и подразделения, а также обучали, как и он, летному мастерству молодых летчиков. Вспоминается многое.
Шел август 1960 года. Меня направили для прохождения службы в город Семипалатинск-4, где базировалась авиационная дивизия тяжелых бомбардировщиков. Командиром дивизии был Герой Советского Союза В.М.Безбоков. После соответствующих бесед меня направили в эскадрилью, где заместителем командира по летной подготовке был капитан Петр Хромых. Он и начал обучать меня летному мастерству. Был достаточно требовательным, но справедливым и уважаемым наставником. В сложных летных ситуациях, а их было немало, всегда держался достойно и профессионально. У него было чему поучиться. Вспоминаются трудные моменты в нашей летной практике. Вот один из них.
Осень 1963 года. Мы получили задание слетать по спецмаршруту в Ташкент. После набора высоты почти сразу началось сильное обледенение, с которым боролись как могли, но ничто не помогало. Самолет шел со снижением, а впереди - горы. Куски льда срываясь с винтов, словно кувалдой громыхали по фюзеляжу. Лобовое стекло покрылось льдом, и впереди ничего не было видно. Пришлось провести посадку на аэродром «Джамбул» буквально через боковую форточку. Справились.
Сразу же начали отбивать лед с лобовых стекол. Самочувствие у членов экипажа было паршивое, ведь полет следовало продолжать. Переждав непогоду и дозаправившись, вылетели на Ташкент. А впереди нас ожидало еще более серьезное испытание.
Особенность аэродрома "Джамбул" такова, что взлет производится прямо на горы. Взлетаем. Я сижу на левом сиденье, Петр Павлович - на правом. После взлета началась жесточайшая болтанка. Самолет еле-еле набирал высоту, а горы все ближе и ближе. Рули почти полностью отклонены на правый разворот, который следовало совершить, а самолет летит по-прежнему прямо на горы. Нервы на пределе. Видно, попали под сильнейший поток ветра с гор, подумали мы.
Внезапно самолет послушался рулей и начал входить в разворот, а затем нас катастрофически "понесло" вверх. С убранными двигателями "занесло" почти на три тысячи метров. Самолетом распоряжалась природа, а не мы. Причину нашего сложнейшего положения мы поняли после, когда увидели справа от себя смерч высотой до 10 километров. Падали мы очень "резво", до двухсот метров. А впереди озеро Акколь. Мы уже думали, что "дутик" (хвостовое колесо Ли-2) коснулся воды.
- Командир, может, сядем вдоль берега? - говорю Петру Павловичу.
- Виктор, ты посмотри, что творится внизу, - слышу в ответ. - Нас же разнесет.
Летим дальше по ущелью поперек трассы, пытаясь набрать эшелон. В эфире - жуть. Слышим, как с самолетов "Аэрофлота" криком кричат, требуя разрешения на смену эшелона, докладывая о невозможности продолжать полет.
Наконец-то нам повезло. Кое-как вышли на эшелон 2700 метров по ущелью и встали на свою трассу. Связались с Ташкентом. Нам разрешили произвести посадку на аэродроме "Ташми". Выйдя к пассажирам, а их было всего двое работников нашей авиационно-технической базы, услышали, как они переносили "состояние невесомости" и "плавали" по отсеку. В период сумасшедшей болтанки нас тоже выбрасывало из кресел. Спасибо штурману Власову, который просто "висел" на мне, а также борттехнику Зубкову, что крепко удерживал на рабочем месте Хромых.
Каждый по-своему переносил происшедшее: у кого были слезы на глазах, а кто крыл матом. В этой сложнейшей погодной ситуации Петр Павлович вел себя мужественно и достойно. А ведь от него и его профессиональных действий как командира корабля зависела судьба каждого из нас.
Вспоминается и такой случай. 15 января 1965 года в местечке, где река Ащи-Су впадает в речку Чаганка, был произведен надземный ядерный взрыв с выбросом в атмосферу. Нашему экипажу была поставлена задача выполнить на самолете Ли-2, буквально через полчаса после взрыва, полет с целью радиационной разведки в районе самого взрыва и на аэродромах Талды и Шуга. После взлета взяли курс к месту ядерного взрыва, предварительно закрыв все воздухозаборники, так как большего спасения от проникающей радиации у нас не было. Не было даже индивидуальных средств защиты.
Снизились до нужной высоты и при подходе к месту взрыва увидели страшное зрелище: на сколько хватало глаз поверхность земли была всюду обгоревшей. Над местом взрыва зияла громадная воронка диаметром до 300 и глубиной до 50 метров, а вокруг, по периметру, торчали огромные кучи вывороченной земли. Выполнив еще один заход, произвели посадку на аэродроме Талды, а потом и на Шуге. Замерили уровень радиации на одежде членов экипажа. Он составлял на унтах 60 рентген, а на куртках - 50. Это было немало. Вернулись на базу. Дома помылись, а одежду повесили на вешалку, в ней потом продолжали ходить на службу. Заменить ее у командования не получалось. А ведь у многих летчиков были жены и дети. Вот так о нас тогда заботились.
В 1966 году наши пути с Хромых разошлись. Я уехал на Чукотку, а Петр Павлович остался в Семипалатинске. Этот город из-за проводимых на Курчатовском полигоне испытаний иногда называли Семипроклятинск. Потом Петр Павлович убыл с повышением в Смоленск.
Где бы мы ни были, мы всегда помнили друг о друге более 50 лет. Дружили семьями. Ездили друг к другу в гости, часто созванивались. А ровно год назад, 10 января 2013 года, его не стало. Похоронен он на своей малой родине, в селе Тишанка.
Виктор Титаренко,
друг и сослуживец Петра Павловича Хромых
Источник: газета "Коммуна" N 2 (26218), 10.01.2014г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014