Гость
Два дня провел в Воронеже драматург, режиссер и актер Иван Вырыпаев
Наш город художественный руководитель театра «Практика» посетил в рамках серии творческих встреч, проходящих в стенах Воронежской государственной академии искусств. Так, незадолго до него здесь провел семинар "Музыкальная антропология: человек на рубеже тысячелетий" композитор и философ Владимир Мартынов.
В первый день своего визита Вырыпаев читал в малом зале Академического театра драмы имени А.В.Кольцова свою пьесу "Dreamworks", которая будет ставиться на этой сцене Эдуардом Бояковым. Прежде текст, написанный по заказу одного из варшавских театров, слышали единицы.
Действие пьесы происходит в Америке. Это, конечно, не реальные Штаты, а некий вымышленный, абстрактный "Запад", чем-то неожиданно похожий на то, как его изображали лет тридцать пять назад в советских фильмах. Если американец, то непременно курит сигару и пьет виски. Осознано ли это автором как прием? На вопрос, почему персонажами "Dreamworks" стали именно американцы, драматург ответил: "Потому что жанр такой".
Персонажи "Dreamworks" – "люди высокого социального положения". Главный редактор научного журнала, бизнесмен, богатый покровитель американских буддистов… Кажется, все сложилось у них, но счастливы ли они?
После читки Иван Вырыпаев ответил на вопросы из зала. Рассказал, среди прочего, и о своем новом кинопроекте:
- Три года назад началась работа над этим фильмом, потом закончилось финансирование... Он о том, как католическая монашка приезжает в Тибет, чтобы проповедовать Христову веру. Это будет фильм-размышление о проникновении культур. О том, как нам сегодня жить, зная, что есть другие. Проблема нашей страны в том, что мы всю жизнь жили закрыто. И эта закрытость глубоко в нас. Она и в политике, и в жизни...
На следующий день Вырыпаева ждали в академии искусств. Здесь он провел мастер-класс, рассказав о своем театральном методе. При этом подчеркивая: "Опирается он на классическую русскую театральную школу".
- Я почти все свои пьесы пишу на заказ. Конечно, мне не говорят, про что писать, просто просят пьесу, и это весь заказ. Иногда говорят, сколько должно быть персонажей... Мне это удобно, потому что дисциплинирует. Я всегда пишу пьесу, как человек, который ее поставит. Отсюда и недостаток моих пьес: никто не может их поставить, потому что нужен ключ. Этот ключ - метод. Нельзя поставить мою пьесу, не учитывая его, - убежден автор "Кислорода", "Валентинова дня" и "Танца Дели".
Иван Вырыпаев рассказывает о своемтеатральном методе. Фото Михаила Квасова
История искусства - во многом история того, как менялось наше восприятие. Было время, Станиславского обвиняли в натурализме, а сейчас игра тех актеров показалась бы искусственной, "театральной". "Зритель больше не верит в существование персонажа как такового", - считает Вырыпаев. Игру актера нужно строить как диалог между человеком и человеком.
- Я понял, что попадает в зрителя то, когда Я с ним говорю. Я присутствую. И весь мой метод основан на тотальном присутствии человека на сцене.
Поиск новых форм в искусстве, театральном, и не только, - это поиск новых коммуникаций с аудиторией: "Человечество все время ищет их. Способ коммуникации психологический, патологический, шокирующий...". Поиск мучительный, нередко заводящий художника в тупик.
- Считаю, что режиссер - не тот, кто интерпретирует. Режиссер - как дирижер, как Караян или Ростропович. Он не интерпретирует, а исполняет. Конечно, можно смещать акценты... Но ведь Караян не переписывает нот, и от этого его фигура не становится меньше в мировом масштабе. А сегодня режиссер, как правило, берет пьесу и делает еще одну реальность. За пьесой строит еще что-то. У меня другой подход: нужно ставить пьесу - и только. Это очень сложно - и гораздо круче, чем когда ты интерпретируешь. Я недавно поставил в Польше "Женитьбу". У меня была задача - показать полякам Гоголя, как я его понимаю. Получил колоссальное наполнение от знакомства с ним. Я узнал что-то о нем, соприкоснулся с великим человеком. А не то, что я взял Гоголя и себя туда напихал - и ничего не узнал про Гоголя, - признался Иван Вырыпаев.
Виталий Черников
Источник: газета "Воронежская неделя" N 1 (2142), 04.01.2014г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014