 |
30.12.15
70-летию Победы. Фашистская пропаганда на оккупированных территориях Воронежской области
Пропаганда в военное время является оружием не менее мощным, чем танки, самолеты и боевые корабли. В период Великой Отечественной войны гитлеровские войска старались эффективно использовать пропагандистские рычаги, чтобы посеять среди населения, оставшегося на оккупированных территориях, устойчивую неприязнь к советской власти и привлечь жителей к активному сотрудничеству с оккупационными войсками.
Ольга Колесникова архивист I категории отдела информации, публикации и научного использования документов КУВО "ГАОПИ ВО"
Формирование оккупационного режима в Воронежской области началось с момента захвата части ее территории войсками фашистской Германии в июне-июле 1942 г. и завершилось в ходе Воронежско-Касторненской наступательной операции, закончившейся в феврале 1943 г. Срок оккупации отдельных районов Воронежской области составил от одного до шести месяцев. Главным орудием немецкой пропаганды и агитации являлись печать и роты пропаганды немецких войск. В городах и некоторых районных центрах территории, оккупированной в 1942 г., издавались газеты немецких пропагандистских подразделений и пропагандистских рот, называемых полевыми подразделениями (например, газета полевого подразделения Б„– 20545 в районе г. Льгов и Ст. Осколе). Среди населения через старост (преимущественно - в северо-западных районах области) распространялись курская газета "Новый путь", брошюры "Пленные красноармейцы рассказывают", "Может ли эта война называться отечественной" и отдельные иллюстрированные лозунги, плакаты, журналы - "Гитлер-освободитель", "Современная Германия". В Острогожском районе выходила газета "Острогожский листок", а в Россоши издавался "Россошанский вестник". В газетах воспевались успехи немецко-фашистской армии, "нового порядка". Усиленно распространялись всевозможные открытки, картины, портреты с изображением Гитлера. В докладной записке секретаря Ново-Калитвянского райкома ВКП(б) на имя секретаря Воронежского обкома ВКП(б) от 20.08.1942 г. сообщается: "Газеты клевещут на СССР, помещают программные статьи, искажают подлинное положение на фронтах, пытаются внедрить элементы национального антагонизма и особенно развивают травлю к евреям. В газетах периодически помещают выдержки из книги Гитлера "Моя борьба"". Одним из методов фашистской пропаганды являлось распространение слухов о поражении Красной Армии. В том же докладе сказано: "В районах Касторное, Орехово, ст. Ведуга распространяются фашистами слухи, что Красная Армия разбита, что сейчас идет борьба с отдельными отрядами, что немцы окружили Москву, и в ближайшее время падет Ленинград". В качестве одного из методов пропаганды нацистов на захваченных территориях был пропагандистский слух о том, что Третий Рейх якобы собирается восстановить Русскую Православную Церковь. Так, в селах Репьевке, Бутырке, Россошки Репьевского района оккупантами были открыты церкви. В селе Дьяченково Радченского района имело место создание религиозных группировок и хора певчих. Молитвенные дома были открыты в селе Криница и хуторе Малеванном. Население к религиозной пропаганде оккупантов относилось пассивно, и поэтому через некоторое время церкви были закрыты, продолжая обслуживать только оккупационную армию. Таким образом, захватчики так и не смогли превратить Русскую Православную Церковь в один из механизмов пропагандистской атаки на народ. Фашистские захватчики пропагандировали установление "нового порядка", который предполагал отмену колхозов, введение частной собственности на землю, разделение общества на так называемые "десятидворки" - каждые десять дворов имеют старшего десятника, в обязанности которого входит следить за трудовой деятельностью своей "десятки", быть посредником между ними и командованием оккупантов. Из числа лучших работников создавались особые "десятки", во владение которым передавались лучшая земля, скот и инвентарь колхозов. Агитаторами за "новый порядок" оккупантами использовались старосты и другие ставленники немецко-итальянских захватчиков. Они избирались, как правило, из числа кулаков и людей, репрессированных советской властью. Тактика фашистских захватчиков на оккупированных территориях хорошо просматривается в дневниковых записях немецкого офицера, найденных в здании средней школы в Буденовском районе. Там говорится о том, что русские - народ гордый, его не перевоспитать словами и агитацией. Его можно повернуть на свою сторону лишь хорошим и мягким отношением. Россия - страна богатая, красивая, но в ней нет порядка. Немецкие солдаты должны восхвалять германское правительство, показывать наилучшие его стороны, только тогда русские перейдут на сторону немцев и смогут привыкнуть к их законам. Русская молодежь воспитана в социалистическом духе, и нет смысла делать из них национал-социалистов, так как не нужно их понимание фашистской идеологии. Русские необходимы фашистам лишь в качестве придатка к машинам на фабриках и заводах, а также в качестве работников сельского хозяйства Германии. А для этого нужен строгий контроль со стороны немцев. "Для искоренения в русской молодежи коммунистического духа возможна только полная эмиграция русской молодежи в Германию". Вступая на захваченные территории, первым делом гитлеровские войска стремились уничтожить именно культуру завоеванного населения. Подчиняясь идеям фюрера о том, что чем ниже культурный уровень рабочего класса - тем легче удержать власть, немецкие солдаты всеми способами пытались привить людям бескультурье и безнравственность. Фашистская газета "Дейтше пресс" писала: "Нам плевать на все духовные ценности, если они не дают нам в руки оружия для борьбы. Мы смеемся над всем этим хламом и ненужным балластомБЂ¦ и идем своей дорогой". Форма и методы вражеской пропаганды и агитации в районах Воронежской области были самые разнообразные: организация торговли, снабжения, работы предприятий и колхозов, оказание отдельным лицам материальной помощи. Например, в Евдаковском районе оккупанты раздавали населению колхозный скот, лошадей, сигареты и водку, не скупясь при этом на различного рода обещания и посулы в будущем. В своей пропаганде немцы ссылались на бедность в России, на опустошение ее евреями. В Калитвянском районе в первый период времени после оккупации в некоторых колхозах выдавалось колхозникам по три килограмма хлеба в трудодень ежемесячно, в связи с чем отношение населения первое время к оккупантам характеризовалось положительными настроениями. В некоторых районах с разрешения немцев были открыты клубы местной самодеятельности. В Нижнедевицком районе в клубе проводились постановки скетчей, концертов и исполнялись частушки антисоветского содержания. В кино демонстрировался фильм "О занятии г. Сталинграда". В Ведугском районе демонстрировались немецкие комедии на немецком языке, а в селе Ивановке Гремяченского района было организовано коллективное слушание радио с антисоветским и провокационным содержанием "О взятии г. Москвы". В колхозе "Расцвет" Поповского с/совета Россошанского района по распоряжению коменданта немецкие солдаты в течение 5-6 дней участвовали в озимом севе вместе с колхозниками, пытаясь таким образом привлечь их на свою сторону. В том же Россошанском районе немцами была возобновлена работа 19 начальных школ, больниц и поликлиник. Однако при всей мощи этой пропагандистской машины ей так и не удалось завладеть умами большинства. Да, были те, кто не устоял перед соблазнами прикоснуться к новой власти; были те, кто наивно полагал, что новая власть действительно видит в них индивидуумов, защищает их интересы. Но большая часть населения враждебно отнеслась к приходу оккупантов и всячески противодействовала им умышленным затягиванием сельскохозяйственных работ, сокрытием от оккупантов хлеба и других продуктов питания, тайным оказанием помощи коммунистам, партизанам, военнослужащим Красной Армии, саботированием выполнения возложенных оккупантами административных или полицейских обязанностей. Великая Отечественная война была не только ареной жестоких военных действий, в ходе которых погибли десятки миллионов военнослужащих и мирных жителей. Одновременно эта война стала противостоянием различных идеологий. Но никакие пропагандистские потуги так и не смогли сломить волю народа, которая была сильнее любой идеи разделения, сегрегации и порабощения.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|