 |
29.12.15
Батя
Цирковые истории | Артист и гимнаст, воронежец Константин Бирюков оказался настоящим новатором в своём творческом деле
Виктор Силин (Окончание. Начало в Б„–149)
"Чрезвычайно досадно, что дирекция цирка выдаёт замечательный аттракцион наших молодых советских турнистов, - возмутилась журналистка Н.Кавская, - прекрасно овладевших техникой своего дела, с которыми впору потягаться многим хорошим заграничным аттракционам, за германский. Кому это надо и чье воображение думает поразить дирекция подобной фальсификацией? Разве советская марка ниже германской? Пора бы покончить с методами буржуазной рекламы, ещё живучими в наших цирках". Теперь - об "ученике из Томска". Фамилию его мне всё-таки удалось установить. Звали его Александр, а фамилия - Чукин. В том же интервью калининской газете Константин Бирюков рассказал: "Взялись мы выучить "нового кадра" - Шуру, он сын уборщицы из Томского цирка". Такое часто бывало, да и сейчас случается, когда "нового кадра" брали буквально с улицы. А журналистка Н.Кавская в своём материале нарисовала словесную картинку очередной репетиции, участником которой был и самый юный из "Круффи": "Шура, ну где у тебя ноги?" - кричат товарищи самому младшему из коллектива "Круффи". Мальчик снова и снова взлетает над турником, пока не получает одобрение". О родословной Константина Бирюкова известно не много: лишь то, что сохранила память его сына, народного артиста России, дрессировщика львов, к тому же много лет проработавшего директором Воронежского цирка, Бориса Бирюкова. Было их три брата - старший Михаил - ровесник революции 1905 года, средний Яков с 1908 года и младший - Константин - родился следом за Яковом в 1909 году. Жили они в Воронеже в районе Курского вокзала. - В детстве я бывал раз - другой у матери отца, моей бабушки, - вспоминает Борис Константинович. - Помнится, дом из красного кирпича стоял на углу. Бабушка отличалась мощным телосложением, крупными чертами лица, рыжеволосая и в конопушках. Батя весь в неё пошёл. Рассказывали, что дед Павел служил тренером-наездником на конезаводе графа Орлова - в Хреновом Бобровского уезда. Имел немало заслуг и побед на престижных ипподромных соревнованиях. Бирюковы жили бедно, но братья были дружные, среди ровесников верховодили, и, если надо, спуску обидчику никогда не давали. Сначала Константин устроился рыбаком в артель на реке Воронеж. Но работа - сезонная, а жить-то надо и зимой. И тогда он устроился клепальщиком мостов, а после уже пришел на паровозоремонтный завод имени Ф.Э.Дзержинского. Здесь-то и приобщился к художественной самодеятельности и художественной гимнастике. Эти два увлечения и подтолкнули Константина Бирюкова записаться в цирковую студию - уже тогда признанную и известную, - которая существовала при Дворце культуры имени К.Маркса. И так получилось, что цирк перевесил всё остальное в жизни Кости Бирюкова, стал его профессией. С раннего детства оба сына Константина Бирюкова - Стуар и Борис (по паспорту Бериян) - уважительно называли его не иначе как батей. И это слово как нельзя точно подходило к этому рослому, сильному, основательному и справедливому человеку. - Вообще-то, мы не родные ему по крови сыновья, - рассказывает Борис Бирюков. - Но он - наш отец, спасший нас, воспитавший, давший профессию. И то, что мы с братом Стуаром состоялись по жизни - и профессионально, и в личном плане - во многом определил отец. А жизнь складывалась так. В цирковую артистку, представительницу знаменитой династии Феррони-Танти, Ирину Михайловну Таде безоглядно влюбился начальник пограничных войск Закавказского военного округа Иосиф Яковлевич Широков. И сделал ей предложение. Они поженились. У них родились сыновья - сначала Стуар, названный так в честь первого секретаря ЦК компартии Грузии Стуруа, а потом Бериян, окрещенный в честь небезызвестного всем Берии. Они ведь и жили в правительственном доме на одной лестничной площадке с семьёй Берии. В семье царил лад, чему во многом способствовал добрый, удивительно благожелательный и оптимистичный нрав хозяйки - Ирины Таде. Но наступил 1937 год. И Иосифа Широкова, как и многих, посчитали "врагом народа", арестовали и, как оказалось, безвозвратно. Дамоклов меч навис и над его семьей. И тогда произошло то, что обычно бывает в романтических мелодрамах: к Ирине Михайловне пришёл Константин Павлович и предложил ей, чтобы она безотлагательно вышла за него замуж. - Как, вот так прямо сразу?.. - только и смогла она сказать. - Да, сразу и без всякого промедления, - последовал ответ. - Как же так? - не могла она взять в толк. - У меня мужа органы арестовали, неизвестно, что ему грозит, может, расстреляютБЂ¦ - И она заплакала. - Всё я знаю. Поэтому и говорю: "Выходи за меня замуж". Перепишем детей на мою фамилию, уедем из Тбилиси ко мне на родину в Воронеж, чтоб никто и не знал, где вы есть. Иначе и ты, и сыновья пойдут как дети "врага народа". Они срочным порядком выехали в Воронеж, оформили брак, Бирюков переписал Берияна и Стуара на свою фамилию. С этого момента и была заложена цирковая семья Бирюковых. - Батя любил маму с тех самых пор, как впервые увидел её на манеже, - говорит Борис Константинович. - Но он бы никогда не нарушил наш семейный покой, если бы не произошло то, что произошло - не арестовали и расстреляли нашего отца по крови. Мне в ту пору и года не исполнилось. В Севастополе, в музее Черноморского флота, хранится фото, на котором запечатлен момент выступления циркового семейного дуэта в составе Константина Бирюкова и Ирины Таде. Происходило это на крейсере "Красный Крым" где-то году в сорок третьем. Как раз перед тем, как морякам отправляться в боевой поход: "Сначала отец, а потом и мама влились в артистические фронтовые бригады, - рассказывает Борис Бирюков. - У меня где-то на донышке памяти запечатлелся тот момент, когда я с родителями был на крейсере. Они выступали на палубе перед черноморцами, а меня кок кормил на камбузе". До конца войны Константин Бирюков и Ирина Таде находились во фронтовых артистических бригадах. После войны жили как и все - скудно и скромно. Не до излишеств. Рады были всякой малости: вот цены снизили на продукты и мануфактуру, на гастролях удалось устроиться на проживание не в халупе где-то на задворках, а в гостиницеБЂ¦ Многих артистов цирка тогда выручалБЂ¦ надомный труд. Кто-то делал папиросы, кто-то - сетки на голову (мода тогда такая была), а вот Бирюковы всем семейством начали сапожничать. Не сапоги тачать, а босоножки шить. - У нас и мама в послевоенное время носила босоножки собственного изготовления, - говорит Борис Константинович.- Иначе без приработка было не выжить: зарплата ведь мизерная да плюс постоянные расходы, связанные с гастрольными поездками. Научил же батю ремеслу Иван Чижевский и сделал подарок - сапожные колодки преподнес. Всё "от" и "до" делали сами: верх кроили, подошву, нитки вощили, шили. Благо, у мамы с незапамятных времен сохранилась швейная машинка "Зингер". Так что можно с полным основанием говорить, что я по второй профессии сапожник, - с улыбкой заключает Борис Константинович и переходит на другую тему.- Знаете, вот говорят: были коммунисты, а были и большевики. Так наш батя - из большевиков: никогда не гнался за своим благом, не малодушничал, перед начальством не низкопоклонничал. А главное - был очень справедливым, если видел, что человека незаслуженно обижают, то горой за него стоял. Подобную отцу, пожалуй, я знал среди цирковых только одну - Народную артистку РСФСР, воздушную гимнастку Раису Немчинскую, так же, как и батя, начинавшую в Воронежской цирковой студии. Так вот, добрый след оставил отец и в судьбе знаменитого клоуна Леонида Енгибарова. Цирковой коллектив Армянской ССР, руководил которым Владимир Арзуманян, приехал на гастроли в Воронеж. Вместе с ними в программе выступали и Бирюковы. Тогда ещё не построили стационарное здание. И в Первомайском саду с ранней весны до поздней осени возвышался брезентовый купол цирка-шапито. Вот там-то, в закулисном дворике, огражденном штакетником, и прогуливался журналист и сценарист Александр Бартэн. "Тут меня отвел в сторону музыкальный эксцентрик Константин Бирюков, - вспоминал Александр Александрович, - человек деятельный, непременный участник всех общественных и производственных начинаний. - Тарификационная комиссия собирается нынче, - озабоченно сообщил Бирюков. - Ставим вопрос о перетарификации Лёни Енгибарова. Молодой, перспективный коверный заслуживает прибавку. Я тут характеристику набросал. Поглядите, как она в отношении литературной складности". И тут как раз Константину Бирюкову и Александру Бартэну повстречался Леонид Енгибаров: "В предзакатном солнечном луче, золотисто прорезавшем сумрак манежа, Енгибаров заметил тополиную пушинку. Она вилась, кружилась, и коверному захотелось ею завладеть. Вскочив на барьер, он протянул к ней руку. Не тут-то было. Легко увернувшись, пушинка покинула луч. Но все равно начало игре было положеноБЂ¦ Теперь не пушинка - бабочка трепетала в сомкнутых ладонях Енгибарова. Вот, приоткрыв осторожно ладони, он стал любоваться её пестрой окраской. Вот раскрыл, распахнул широко рукиБЂ¦ Уже не бабочка - острокрылая птица вырвалась на волю. - Лёня! Ты куда девался? - донесся голос Бирюкова. - Иди-ка сюда, кое-что нужно уточнить". В тот же день Константин Павлович Бирюков пробилтаки Леониду Енгибарову высшую категорию и, само собой, солидную прибавку к зарплате. Так получилось, что семья Бирюковых подружилась и сблизилась с известной дрессировщицей львов Ириной Бугримовой. Здесь, думаю, сыграло роль то, что характеры Константина Бирюкова и Ирины Бугримовой в основе своей были очень похожи: бескомпромиссные, волевые, не терпящие фальши, умеющие постоять за себя и за других. Вот как пишет об этом Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда Ирина Николаевна Бугримова в своей книге "На арене и вокруг неё": "Вскоре после Кубы и Мексики мне пришлось работать сперва в Ленинграде, затем - в Москве. В цирке на Цветном бульваре, программы в которых были так построены, что мои большие друзья, семья артистов Бирюковых, оказались в другом городе. Сам Константин Бирюков, как и я, пришёл в цирк со стадиона. Молодые воронежские спортсмены создали групповой номер "Тройной турник", взяв по традиции тех лет псевдоним - Круффи. Номер украшал любую программу. Круффи работали в чрезвычайно быстром темпе. Позже Константин с женой Ириной стали выступать в жанре музыкальной эксцентрики. Когда же подросли сыновья, Стуар и Борис, номер был перестроен на четверых. На афише появилось: "Семья Бирюковых. Музыкальные эксцентрики". Стуар и Борис оказались хорошими музыкантами. Высокий стройный Борис очень приятно пел. Я подружилась с ними в пятидесятые годы, и более двадцати лет мы постоянно ездили вместе". Но когда подошло время, и Борису Бирюкову Ирина Бугримова передала свою группу львов, то и батя со спокойной душой оставил манеж, купил однокомнатную квартирку в Воронеже и переехал с Ириной Михайловной в родной город. Здесь они жили до конца своих дней. Здесь и похоронены.
Константин Павлович Бирюков с внучкой Анжеликой. Фото из семейного архива Бирюковых
Источник: газета "Коммуна", Б„–150 (26539) | Вторник, 29 декабря 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|