 |
14.12.15
Симфония прозрения и революционный затор
Фестиваль | Всё, что случилось в рамках воронежского "Мандельштамфеста", так или иначе было связано с поэзией
Не только выступления стихотворцев. Состоялся уже полюбившийся молодым любителям стихов поэтический слэм. А ещё гостями фестиваля стали Сергей Гандлевский, Андрей Родионов, Ольга Седакова, Дана Сидерос, Дмитрий Воденников. Двое из них ещё и бесплатные лекции для воронежцев подготовили. Ольга Седакова свою посвятила воронежскому периоду в творчестве Осипа Мандельштама. Темой же выступления Сергея Гандлевского стала поэзия Владимира Набокова.
Виталий Черников, Анна Маркова
Мандельштамовская тема возникала регулярно. Цитаты из его стихов публика обнаруживала в поэтической пьесе, читка которой прошла в Малом зале Камерного театра. Вспоминал по просьбе из зала свои любимые стихи этого поэта Дмитрий Воденников - заодно поделившись воспоминаниями о прошлом визите в Воронеж, о мистическом страхе, захватившем душу во время прогулки к дому, в котором жил Осип Эмильевич в ссылке. У композитора Александра Маноцкова, когда тот летел к нам на самолёте, родилась мелодия, а вскоре со сцены уже звучал новый романс на стихи Мандельштама. Зритель увидел спектакли о его поэзии и судьбе. Худрук Воронежского Камерного театра Михаил Бычков восстановил своего "Мандельштама", коллаж из стихов, писем ссыльного поэта жене и партийным чиновникам, доносов на него. Каждый актёр - олицетворение той или иной грани личности поэта: мы видим и молодого эстета, и отчаявшегося, на грани безумия, "маленького человека", бодающегося с бездушной госмашиной, и сломленного, мучительно сочиняющего оду Сталину. "За гремучую доблесть грядущих веков" - так называется моноспектакль по стихам Осипа Мандельштама, который привёз в Воронеж московский театр "Студия 69". В его репертуаре - спектакли по стихам Лермонтова, Есенина, Маяковского, Цветаевой. Актёр Владимир Сечкин признался: Мандельштам - одна из самых сложных для него ролей. Состоит спектакль из двух частей: "Армении" (по стихам одноименного цикла) - "симфонии прозрения" и "Неизвестного солдата" - "симфонии открытия". Не менее важным, чем стихи, элементом представления стало музыкальное оформление, создававшее атмосферу тоски героя, временами - отчаяния от несправедливого, унизительного для человека положения. А временами - светлой радости от единения с Вечностью. Спектакль был показан на старой сцене Камерного. Здесь же состоялся и концерт музыкально-поэтического проекта Родиона Прилепина, Дмитрия Гульбина, Марии Ласкиной "Кто-то другой". К Дмитрию и Родиону, который на этот раз был ещё и клавишником, присоединился гитарист Артур Ростов. Визуальный ряд, или видео-мэппинг, который, к слову, получился очень атмосферный и динамичный, создала медиа-студия "Цифра". Интересно переплетались слова Прилепина и мелодия, а также изображение. Участникам получилось создать целостные композиции, где музыка и слова - одно целое, неразделимое. Это - не стихи, наложенные на музыку, и не слова, созданные специально для рождённой мелодии. Это именно песни, на которые публика реагирует очень эмоционально. Быстро же у друзей получилось переквалифицироваться из дуэта, который создавал аудиопоэзию (стихи под музыкальную импровизацию), в настоящую группу! Проект существует с весны, а уже вовсю гастролирует, собирает награды на фестивалях и записывает новый альбом. Жанр фестивального спектакля "Вода. Камень. Море" определён как "фантазия по стихам Давида Самойлова". Родилась та в Театре Музыки и Поэзии Елены Камбуровой. Биография одного из важнейших отечественных послевоенных поэтов типична для его поколения. Родился в 1920 году. В 1942-м ушёл на фронт. "Вода. Камень. Море" - путешествие по поэтической планете Самойлова, который на фронте, глядя смерти в лицо, смог вдохнуть свободы и тщетно искал её в окружавшем советском мире. И вот память постоянно возвращает поэта в военное прошлое, а видит он себя и своих товарищей эдакими новыми гусарами. Хочется быть на одной волне с Шубертом, ощущать себя гусаром, перевоплотиться в современника Пушкина, самого Пушкина. Но реальна лишь память о войне и стакан русской водки, который ближе к финалу достанется каждому персонажу спектакля. "Переворот", постановка Мастерской Дмитрия Брусникина по текстам концептуалиста Дмитрия Пригова, оказался ехидным исследованием природы конформизма. В прологе юные актёры поют приговские ироничные стихи вроде "Килограмм салата рыбного в кулинарьи приобрёл" под гитару в духе шестидесятнических кухонных посиделок, которые трансформируются в получитку-полурок-оперу. Когда-то Пригов придумал абсурдную, но крайне актуальную ныне пьесу, герои которой, туповатая шпана, выходят со сцены в зал и глумятся над зрителями-одиночками, а огромный зал испуганно молчит и не протестует. Даже революция здесь приводит прежде всего к заторам на дорогах и на сцене. Хотя и к бессмысленным жертвам, конечно. В приговском тексте "Переворот", думаю, есть элемент полемики со сверхповестями Велимира Хлебникова; там, где у Председателя Земшара были Божественная заумь, "Ладомира соборяне с Трудомиром на шесте", у Пригова - барахлящий репродуктор и не способные разойтись колонны. А толпе всё равно, к чему их призовут. "Социализм", "Самодержавие", "Свобода", "Лама савахфани"? "Ура, товарищи!" Надо, конечно, упомянуть "Застольные песни" Александра Маноцкова. Пришли люди на концерт, а в зале для них стол накрыт, и за столом сидят сам композитор и два певца из Воронежа (с ними Маноцков познакомился накануне). Публике раздали листы со стихами Михаила Лермонтова, Арсения Тарковского, Даниила Хармса, Николая Олейникова - и предложили спеть вместе, а чтобы всё прошло веселей, гостей угощали вином. Эту свою затею Маноцков назвал "не совсем композиторской". "Обычно, сочиняя музыку, мы придумываем и какой-то способ дистанции, отстранения", - добавил он. Хотелось этого избежать. - Многие завидуют грузинам, тому, как они поют. Мне всегда было досадно: хочется подпевать, а как, если не знаешь языка? И захотелось написать грузинские песни на русском языке. После "грузинских" начались песни "казачьи". На стихи, к примеру, Киплинга. Публика как будто всю жизнь пела на домашних праздниках Дельвига с Олейниковым. Кто знает, может, годы спустя, повторится история, случившаяся с какой-то стилизацией Окуджавы или Кима, про которую автору говорили: "Да её же ещё моя бабушка пела!". Завершился фестиваль концертом Александра Маноцкова и струнного квартета "Courage Quartet". "Пели" - песенная программа по стихам Даниила Хармса и Александра Введенского. Как рассказал композитор, поводом для её возникновения стала работа с известным фольклористом Сергеем Старостиным над мультфильмом (так и не законченным) о Сергии Радонежским. - Мы начали думать: какие могут быть песни про святого? И я сказал: "Из дома вышел человек" Хармса. Это как раз про святость, как я её понимаю.- Воронеж будет помнить Мандельштама, гордиться им - и оставаться городом, где очень разная поэзия жила и будет жить. Здесь будут помнить и Кольцова с Никитиным, и других авторов, которых эта земля родила, - поделился с залом надеждой на закрытии фестиваля художественный руководитель Камерного театра Михаил Бычков.
На фестивальных концертах и спектаклях заняты были даже ступеньки. Фото Михаила Квасова
Сцена из спектакля "Вода. Камень. Море". Фото Михаила Квасова
Источник: газета "Коммуна", Б„–144 (26533) | Вторник, 15 декабря 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|