23.11.15
Вы знаете, кто убил Лермонтова?
Круг чтения | В книге воронежского писателя обнародована совершенно неожиданная версия преступления
Во всех российских публикациях, начиная со школьных учебников, значится одно и то же: великого русского писателя Михаила Лермонтова застрелил на дуэли его хороший знакомый Николай Мартынов. Поэт, мол, неудачно пошутил по поводу внешнего вида Мартынова. Тот обиделся и вызвал его на дуэль. Стрелялись честно, но, к несчастью, Михаил Юрьевич был убит. Классическая версия события известна всем.
Однако те, кто прочитает книгу "М.Ю.Лермонтов. Величие и трагедия", увидят совсем иное изложение драматического события. Написал книгу воронежец, доктор юридических наук, полковник милиции в отставке Николай Литвинов. Среди сотен других изданий, рассказывающих о жизни поэта и его трагической гибели, эта монография будет стоять особняком, потому что в ней излагается неслыханная ранее сенсация: знаменитый поэт погиб не на дуэли. Это было спланированное, хорошо организованное убийство, и роковой выстрел был произведён из засады.
Журналист "Коммуны" встретился с автором книги.
- Страницы сенсационного разоблачения вашей публикации, Николай Дмитриевич, читаются взахлёб, они интереснее любого художественного детектива, но составляют лишь десятую часть книги. В основном же её объёме вы показываете взаимоотношения России и Кавказа в ХIХ веке, особенности быта его народов, их социальный уклад, анализируете творчество поэта. С чем связан такой размах?
- Книга вышла к 200-летию со дня рождения Лермонтова. Она не лёгкое чтиво, а научное издание, и я должен был показать Кавказ той поры, ведь из всех территорий Российской империи он был наиболее сложным по национальному составу, и уже тогда кипел в огнях битв, междоусобиц, кровомщения, восстаний под руководством горских вождей. Судьба Лермонтова была тесно связана с Кавказом. Впервые он попал сюда маленьким мальчиком, потом воевал, творил, наблюдал этот "кипящий котёл", разнообразие языков, культур, обычаев, взаимоотношения тысяч людей. Всё это поэт впитывал в себя, чтобы показать потом в своих стихах, поэмах и повестях.
- Вы подробно, со знанием дела анализируете междоусобные стычки и военные отношения, которые на протяжении нескольких веков возникали между Россией и Кавказом. Убедительно описываете деятельность бандформирований XIX века. Понятно, что использовали архивы, но откуда всё же такое знание темы?
- Чтобы понять кавказские произведения Лермонтова (как и Льва Толстого, кстати), надо знать историю Кавказа, историю горских этносов, "законы горы", адаты горских народов. Многие исследователи творчества писателя об этом предпочитали не говорить, писали о том, что "Лермонтов поехал на Кавказ", а о внутренней жизни этого особого региона - ни слова. В последние годы прошлого века я руководил неправительственным Центром "Антитеррор". Часто бывал в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Чечне, Ингушетии, Осетии. Встречался и дружил с министрами, деятелями культуры, журналистами, подробно и откровенно разговаривал с полевыми командирами и рядовыми бандитами. У меня докторская диссертация по борьбе с терроризмом и две книги - "Кавказский террор в Российской империи" и "Кавказ, далёкая страна". Сколько документов изучил и сколько времени провёл в архивах - не сосчитать.
- Но что вас, специалиста в области национальной безопасности и терроризма, подвигло вдруг исследовать творчество Лермонтова, его жизнь и обстоятельства гибели? Ведь не сосчитать, сколько публикаций вышло по этой теме.
- В апреле прошлого года в библиотеке Госдумы я случайно снял с полки книгу "Мистический гений Лермонтова". Сначала полистал, потом заинтересовался, стал читать - и удивился многим несуразицам этой публикации. Заказал подборку книг о поэте, в том числе Лермонтовскую энциклопедию. Прочитал - и удивился ещё больше. Я понял, что со дня смерти и по настоящее время проводится целенаправленная дискредитация нашего национального гения. Перелопатив дореволюционные и советские издания, проанализировав написанное, увидел, например, недоумения многих "лермонтоведов" по поводу написания им несуразного стихотворения "Прощай, немытая Россия". Но ведь уже доказано, что Лермонтов его не писал, а обвинение по-прежнему муссируется. Некоторые исследователи смакуют "Письмо Кати Быховец", якобы рассказывающей о последних часах жизни поручика Лермонтова. Но настоящая Катя Быховец такого письма не писала - это литературная фальсификация, которая мусолится полтора века.
- Известно, что язык у поэта был весьма острым, его сарказм и насмешки вызывали у окружающих частые обиды. Они и привели, например, к его первой дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Или это не так?
- Историки литературы не заостряют внимания на особой роли Франции в ликвидации двух выдающихся сыновей России. Чтобы убить Пушкина, подобрали киллера, которым стал курсант военного училища Дантес. Чтобы он мог встречаться с Пушкиным в светских салонах Петербурга, куда не мог иметь входа по социальному положению, его сделали "сыном" голландского посланника барона Геккерна. Во время дуэли с Пушкиным француз поступил подло: выстрелил до команды и не доходя до барьера. Причём французское посольство привезло в Россию дуэльные пистолеты высокой точности и убойной силы. Дуэль Лермонтова с де Барантом - тоже спецоперация французов по ликвидации великого поэта. Они мстили ему за стихотворения "Бородино" и "На смерть поэта".
- Полтора века все литературоведы квалифицировали ссору Лермонтова с французом как личный конфликт, а вы вдруг заговорили о спецоперацииБЂ¦
- Потому что квалификацию определяли гражданские люди, которые не знают вопросов оперативно розыскной деятельности, не знают, как выглядит спецоперация, как она готовится. Когда профессионал изучает архивные материалы, там за версту всё видно.
- И что вы увидели?
- Решение о ликвидации Лермонтова было принято не позже середины ноября 1839 года. Французы, при активном участии русского поэта Александра Ивановича Тургенева, провели комплекс подготовительных мероприятий. В качестве киллера был назначен сын французского посла Эрнест де Барант, который профессионально владел шпагой. О Лермонтове узнали, что он, как кавалерийский офицер, хорошо владеет саблей. На этом и был построен замысел ликвидации. Для вызова на дуэль надо было свести будущих противников в одном месте. Но молодой француз и русский поручик не были знакомы, и потому 2 января 1840 года Лермонтова (непонятно, почему и зачем) вдруг настойчиво приглашают на бал во французское посольство, где и организуется его знакомство с де Барантом. Первый пункт дуэльного кодекса был соблюдён, и теперь француз под любым предлогом мог вызвать русского поэта на дуэль.
Далее последовал пункт второй: место вызова. Лермонтов и де Барант проводили время в разных светских салонах и практически не пересекались. Через полтора месяца, 16 февраля 1840 года, поручика Михаила Лермонтова снова неожиданно и без каких-либо причин приглашает на бал в свой особняк французский резидент в Петербурге граф де Лаваль. Там обычно собиралась на свои "тусовки" французская диаспора. Казалось бы, русскому поэту там делать нечего, но его буквально затаскивают туда княгиня Щербатова и писатель А.И.Тургенев. Кстати, Александр Иванович много лет жил за границей и, судя по материалам архивов, выполнял роль тайного французского агента.
Пункт третий: формирование повода для дуэли. Бал - в разгаре, а сын посла вдруг ни с того ни с сего подходит к русскому поручику и обвиняет его в клевете и распространении сплетен. Не дав возможности сказать ни слова, заявляет, что если бы он был во Франции, то знал бы, как наказать обидчика. Намёк более чем прозрачен, и поэт отвечает, что в России тоже чтут вопросы чести. Тут же последовал вызов на дуэль. В России они были запрещены под угрозой уголовного наказания. Лермонтов, конечно же, знал об этом, но он оказался один среди толпы французов и, конечно, не мог поступиться честью русского офицера. Совершенно якобы случайно в особняке де Лаваля оказывается двоюродный дядя поэта граф Столыпин, который одобряет решение племянника.
Пункт четвёртый: в соответствии с дуэльным кодексом, право на выбор оружия предоставляется потерпевшей стороне, то есть де Баранту. В нарушение правил чести и дуэльного кодекса, Столыпин тайно встречается с французом и докладывает ему, что Лермонтов хорошо владеет саблей. Естественно, француз выбирает шпагу в надежде на то, что он тут же проткнёт ею неумелого дуэлянта. Но организаторы не знали одного: в своё время к 14-летнему Мишелю его бабушка пригласила гувернёра-француза, бывшего капитана наполеоновской армии, и он хорошо научил подростка драться на шпагах. Кто знает, чем бы обернулось для де Баранта дуэльное фехтование, если бы у Лермонтова не сломалась шпага. После выяснилось, что её кончик был кем-то заранее подпилен. Приносят пистолеты. Француз стреляет до команды иБЂ¦ промахивается. Лермонтов стреляет в воздух - и дуэль на этом заканчивается. Царь наказывает поручика ссылкой на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк, воевавший в самых горячих точках. Замысел императора более чем понятен.
- Через год с небольшим Лермонтов выходит на вторую дуэль. Теперь его противником стал бывший приятель майор Мартынов. Со школьных лет мы привыкли считать, что этот тупоумный вояка, не понимавший шуток гениального поэта, сам во всём виноват, и нет ему прощения. А вы его выгораживаете. Это как понять?
- Мартынов во всём происшедшем, по сути дела, не был виновен. Он сам оказался потерпевшим. В своё время его изгнали из армии за политическое диссидентство, потому что он перевёл с французского на русский стихотворение запрещённого в России французского публициста XVIII века Андре Шенье. Мартынова уволили "по тихой", чтобы не дискредитировать армию. Он не хотел уезжать с Кавказа, пытался восстановиться, и ему было совершенно не до дуэлей. К тому же ещё с военного училища Мартынов и Лермонтов были близкими приятелями. Ну какая тут могла быть дуэль?!
- Но позвольте, дуэль состоялась, и Мартынов стрелял в Лермонтова. Общеизвестный факт, и этого вы не можете отрицатьБЂ¦
- Могу, потому что все следственные материалы, касающиеся дуэли Лермонтова, - полнейшая фальшивка. Кстати, составленная довольно грубо. Участники её постоянно путаются в своих показаниях. Сидя в камерах под охраной, они имели возможность обмениваться записками и постоянно подсказывали Мартынову линию поведения. О том, что все доказательства следствия - липа, можно судить по следам прохождения пули в теле поэта. Входное отверстие, а оно всегда маленькое, находилось в районе сердца, в левом боку. Выходное - представляло глубокую рваную рану (по показаниям князя Васильчикова) и было в правом подреберье. Но, по версии следствия и многочисленных "исследователей", Лермонтов стоял, повернувшись правым боком к Мартынову. Но если Лермонтов стоял именно так, значит, в него выстрелили сзади и сверху. Пуля вошла в район сердца и вышла в правом подреберье, под углом 45 - 50 градусов.
- То есть, существуют различные версии, и нет ни одной неопровержимой.
- Современники - боевые офицеры, тогда ещё заявляли, что никакой дуэли не было, а Лермонтова просто убили. Обманным путём его привезли к подножию Машука и пристрелили неподалеку от того места, где он и был похоронен. По стрельбе существуют две версии. Первая: стреляли из военного карабина со скалы, сверху. Вторая, более реальная, - стрелял его двоюродный дядя Алексей Столыпин, сидя верхом на лошади, из пистолета в упор. Поэтому входное отверстие находилось в районе сердца, а выходное - в правом подреберье под углом 45-50 градусов. Пуля Мартынова в принципе не могла пройти по такой траектории.
- Тем не менее, версия о стрельбе двоюродного дяди звучит как-то неправдоподобно. Думаю, далеко не все согласятся с вашими выводами, которые напрочь разрушают укоренившиеся в нашем сознании догмы.
- Я готов отстаивать свою точку зрения.
Вопросы задавал Борис Ваулин
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015