29.10.15
Обратная сторона квадрата
Культура | Руководитель отдела новейших течений Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения Кирилл Светляков прочитал в Воронеже лекцию о Казимире Малевиче
Приурочена она к столетию "Чёрного квадрата" - одного из произведений, определивших путь искусства двадцатого века. "Наследие русского авангарда: процессы обобществления и приватизации в советской и российской культуре" - такова была тема лекции, прозвучавшей в рамках проекта "Открытое пространство" в книжном клубе "Петровский".
Виталий Черников
- Я значительную часть своей профессиональной жизни рассказываю про "Чёрный квадрат", - признался Кирилл Светляков, уже не впервые объясняющий воронежцам те или иные аспекты искусства. - Почему-то эта тема до сих пор востребована. Хотя, казалось бы, прошло сто лет, и все уже должны были всё об этом узнать и понять. Мне кажется, людям нравится чего-то не понимать. "Чёрный квадрат" до сих пор становится поводом для дискуссии. В Третьяковской галерее летом прошёл цикл диспутов о его роли в культуре, обществе, искусстве. И участники дискуссии почему-то уходили неудовлетворёнными, у них было ощущение, что не договорились ни о чём.
Кирилл Светляков. Фото Виталия Черникова
Сто лет назад, в декабре 1915 года, в Петрограде состоялась выставка "0,10". На ней Малевич впервые продемонстрировал "Чёрный квадрат". Тогда заявило о себе целое поколение русских авангардистов. Сейчас в Базеле проходит посвящённая "0,10" выставка. Работы, показанные в 1915-м, время разбросало по музеям и частным коллекциям мира, и непросто собрать их снова.
- Конечно, "Чёрный квадрат" - это икона, индустриальный эталон в искусстве модернизма, искусстве двадцатого века: именно эталон, а не шедевр, - подчёркивает Кирилл Светляков. - "Чёрный квадрат" - запускающая программа для современной культуры, без которой та не заводится и не тестируется. Сотни художников по всему миру пытались воспроизвести его зачем-то. Я попробую объяснить, зачем.
Малевич, пытавшийся оперировать в искусстве чистыми идеями, чистыми формами, "освободить восприятие зрителя от лишней изобразительной информации", не был первым, кому пришла в голову идея чёрного квадрата. Его опередил французский журналист Альфонс Алле. По словам лектора, "он был провокатор" в живописи и музыке. Для француза то была, похоже, одна из множества шуток. Возможно, Малевич слышал о ней. Но в России нечто важное в живописи, в литературе, даже в науке часто прорастает из чьей-то шутки. А то и вовсе из диковатой утопии, возникшей в голове эксцентричного учителя географии из провинции.
- Практически всё искусство двадцатого века можно увидеть в карикатуре века девятнадцатого, - рассказал воронежцам искусствовед. - Это был низкий жанр. Этакий пародийный комментарий. Каждая резонансная картина девятнадцатого века обрастала такими комментариями. По количеству карикатур судили иногда о качестве произведения, о его популярности. Некоторые художники даже провоцировали: создавали такие работы, чтобы с них делали карикатуры.
Кто-то из слушателей вспомнил, возможно, о воздействии на русскую поэзию Козьмы Пруткова и капитана Лебядкина. Лекция, можно надеяться, помогла многим понять эволюцию художника, узнать о влияниях, которые тот преодолел самым остроумным способом: создав "Чёрный квадрат". И проследить, как в последние годы жизни Малевич пришёл к новой форме реализма, возникшей в результате поиска супрематической базы в структурах эпохи Ренессанса.
Каждый из источников, вдохновлявших его, - тема отдельной лекции. Например, влияние теорий Эйнштейна ("Оттуда художники вытащили идею Четвёртого измерения, где пространство и время сходятся"). Не менее важны для человека, придумавшего супрематизм (как и для большинства его соратников-авангардистов), стали уроки русской иконописи:
- Иконой интересовались художники круга Ларионова, КандинскийБЂ¦ Малевича она интересовала как канон, как система с очень жёстким, экономным распределением элементов.
Не обойтись и без упоминания об интересе художника к марксизму.
- Он говорил об идее освобождения, - рассказал Кирилл Светляков. - Она, конечно, революционная и даже в каком-то смысле марксистская. После 1917 года Малевич пытался сопоставить то, что делал, с учением Маркса и цеплялся за понятие эксплуатации. Он ассоциировал тему эксплуатации человека человеком с идеей эксплуатации искусства, изображения бытовых предметов с целью их продажи... Малевич создавал вещи, не предназначенные для продажи. Хотел вывести искусство из товарного производства. Если художник создаёт натюрморт, изображает вещи, он делает картину как товар. Конечно, уже художников "Бубнового валета" начали покупать. Возможно, и Малевича ждала бы подобная участь. Но он этого не хотел. А хотел создать универсальную систему.
Получилось, однако, вовсе не то, ради чего творил один из утопистов двадцатого века. Мечталось о вселенской революции духа, об остановке времени, новом начале историиБЂ¦ А безусловную победу удалось одержать в дизайне. Даже проросший из его проектов конструктивизм, настоящая гордость советского искусства и архитектуры (как это стало очевидно десятилетия спустя), в 1930-е проиграл вторичному сталинскому классицизму. Казимир Малевич - подвижник, переживший арест, шельмование, гибель своих начинаний, но не отрёкшийся от своих идей, был бы смертельно оскорблён, если б узнал, что супрематизм окажется надобен его Родине для рекламы какого-нибудь банка, а "Чёрный квадрат" станет олицетворением чего-то "элитарного" и "непонятного".
Источник: газета "Коммуна", Б„–126 (26515) | Пятница, 30 октября 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015