29.10.15
Волнительные оттенки
Штрихи к портрету
В 2014 году актёр и режиссёр Воронежского ТЮЗа Александр Сидоренко за спектакль "Бедные люди" по роману Ф.М.Достоевского стал лауреатом творческого конкурса "Итоги сезона", разделив первое место с художественным руководителем Камерного театра Михаилом Бычковым. Для многих это стало неожиданностью. До этого Сидоренко никак не выделялся - ну, поставил несколько сказок в том же ТЮЗе, развлекал театральный люд капустниками в Доме актёра, роли в родном театре были в основном второго плана, разве что Чичиков исключение. И вдругБЂ¦ Решение воронежского жюри было подкреплено победой на фестивале спектаклей по произведениям Ф.М.Достоевского в Старой Руссе.
Людмила Романова,
театровед
- Я воронежский, вырос в Отрожке - не самом благополучном районе, где всякое случается. Ни о каком театре и не думал, поступил сначала в университет на физмат, два года проучился, но в аудиториях появлялся нечасто. Увлекла же меня университетская самодеятельность. На экзамене по физике, чувствую, заваливаюсь, ну и прикинулся, что падаю в обморок. Не помогло, правда. А тут попалось объявление о наборе в Воронежский институт искусств. Ну и пошёл, сразу поступил на курс к Владимиру Васильевичу Бугрову. Работал, правда, с нами больше Сергей Надточиев - второй педагог. Ну это понятно, Бугров-то всё-таки ректор.
Александр Сидоренко. Фото предоставлено Воронежским ТЮЗом
Помню, как-то на третьем, что ли, курсе он смотрел наши отрывки и на разборе сказал: "У Сидоренко шесть ролей - и все подлецы". Наверное, поэтому дал мне в дипломном спектакле "Последние" роль Леща, тоже мерзавца. Может, фактура у меня такая (смеется). Закончил обучение в 1997 году.
- В наш ТЮЗ попали сразу?
- Нет, сначала поехал в Самару, потом в Белгород. А с 2000-го - в Воронеже. Бытовые проблемы, знаете лиБЂ¦ А тут я дома.
- Уже пятнадцать лет, однако.
- Да-а. Роли в основном второго плана, ничего выдающегося. Переживал, конечно. Решил попробовать в режиссуре. И тоже поступил сразу. К Хейфецу. Но сначала как-то не задалось.
- Какой извилистый путьБЂ¦
- Да уж. Метался много. Первая моя постановка - "Дом окнами в поле" по Александру Вампилову - не удалась. Вещь кажется простой, на самом деле сложна. А меня Вампилов ещё в институте поразил своей "Утиной охотой". Конечно, ключ к нему найти непросто. И взялся за детские спектакли - "Кощей Бессмертный", "Веселый Роджер". Ничего особенного, но руку набил.
- А потом вдруг ДостоевскийБЂ¦
- Мне очень понравилась инсценировка В.Семеновского. Там все основные мотивы Достоевского есть.
- Я писала о вашем спектакле. Вы удивительно работаете с актёрами. Очень тщательно, подробно, выстраивая всю систему взаимоотношений. Так теперь мало кто работает. Выхватывают из образа какую-то доминирующую черту, а остальное - впроброс. Так и рождаются сумбур и невнятица.
- Мне прежде всего нужно передать мысли автора. Я ощущаю себя посредником между автором и зрителем. А передаю через актера. Меня так учили.
- Так вы продолжаете учиться?
- Да. В июне следующего года (тьфутьфу!) буду защищать диплом.
- Летом посмотрела ещё один ваш спектакль на необычной площадке - на базе отдыха, в круглом таком, как шатер, помещении, с очагом посередине. Для этого места вы выбрали "Слово о полку Игореве". И здесь вместо пристально рассматриваемых героев - толпа, масса, бои, пляски. То есть вы и это умеете?
- Материал диктует. Помещение, между прочим, тоже. Огонь же горит почти все представление. А рядом с огнем и игра идёт по-другому.
- Захватывает сцена с горящими факелами. Чем-то веет древнерусским, степным, чудится как будто ржание кобылиц. И так пронзительно звучит: "О, русская земля! Ты уже за холмом". Свежесть восприятия и впечатления, волнительные оттенки - вот как бы я охарактеризовала основное свойство ваших спектаклей.
- Спасибо на добром слове. Очень рад, если так.
- Те же слова я отнесла бы и к вашей последней постановке - "Мой бедный Марат" по пьесе Алексея Арбузова. Эта пьеса была выбрана вами в связи с 70-летием Победы?
- В какой-то мере да.
- Но ведь в своё время её только ленивый не играл. А уж как поставил её Анатолий Эфрос - разве возможно лучше?
- Дело не в "лучше". У Эфроса все внимание концентрируется на Лике - потому что её играла Ольга Яковлева, его прима. Для меня же все герои этого треугольника равны - поэтому старался каждому уделить внимание.
- У вас получился спектакль о прекрасных советских людях, о тех отношениях, которые давно ушли. Высокие отношения, рождающиеся между героями в страшную блокадную ленинградскую зиму, определяют всю их дальнейшую судьбу. Между любовью к Марату и жалостью к Леонидику героиня выбирает жалость. И целых 13 лет пребывает как бы в состоянии анабиоза. Кстати, у вас прекрасно показан контраст между живыми горячими сценами первых двух актов и замедленными ритмами последнего. Даже решение Леонидика исправить спровоцированную им когда-то несправедливость не вызывает действия. Марат и Лика сидят неподвижно, боясь пошевельнуться: "Ты только не бойся быть счастливым, мой бедный Марат", - произносит Лика. И зал отвечает громом аплодисментов. Вы верите в этих героев?
- Если бы не верил, не взялся бы ставить. Арбузов из тех немногих советских драматургов, которые сохраняют свою ценность и по сей день.
- И всё-таки в нём есть какое-то приукрашивание действительности, присущее многим советским писателям. Но в вашем спектакле об этом забываешь. И здесь надо отдать должное актёрам. И Марина Юрьева (Лика), и Игорь Скрынников (Марат), и особенно Ярослав Козлов (Леонидик) играют с той степенью свободы, которая возникает в результате тщательно продуманного режиссёрского решения и доверия к актёрам. Всё логично, выверено, последовательно. За героев волнуешься, досадуешь, когда Лика делает свой выбор в кульминационной сцене. Кстати, один зритель сказал, что спектакль надо бы назвать "Бедная Лика". Значит, акценты расставлены правильно. Кстати, в обоих ваших названиях фигурирует слово "бедный". Это случайность илиБЂ¦?
- Скажите, а я как-то не обратил внимания. Наверное, проявление закономерности. Бедность ведь имеет много оттенков. Меня волнуют именно оттенки. И потом, внимание к униженным и оскорбленным - ведь в традиции русской литературы и театра, не так ли?
Источник: газета "Коммуна", Б„–125 (26514) | Четверг, 29 октября 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015