 |
23.10.15
Укрупнение вузов - веление времени
Высшее образование | Процесс создания в России опорных региональных университетов рассчитан на 2016-2020 годы
Участие в новой программе означает повышение статуса учебных заведений Воронеж - город университетский, поэтому любые новшества в системе высшего образования неизбежно становятся объектом живых дискуссий. Совсем недавно Министерство образования и науки РФ обнародовало новую программу создания опорных региональных университетов. Основная цель программы - оптимизация сети высших учебных заведений путём их укрупнения и серьёзной перестройки.
Дмитрий Ендовицкий,
доктор экономических наук, профессор, ректор Воронежского государственного университета, председатель Совета ректоров вузов Воронежской области
Как известно, слова "оптимизация" и "перестройка" для российского гражданина имеют довольно негативные коннотации, поэтому основное условие участия в программе - добровольность и поддержка региональной власти. Процесс создания опорных региональных университетов рассчитан на 2016-2020 годы. В результате реализации программы будет создано 150 вузов нового типа, которые в связке с федеральными и национальными исследовательскими университетами будут определять лицо российского высшего профессионального образования в XXI веке.
 Дмитрий Ендовицкий. Фото Владимира Битюцкого
Опорные региональные вузы получат в течение трех лет значительную финансовую помощь и (что не менее важно) моральную поддержку Министерства. Эта поддержка выразится в увеличении приема на бюджетные места, помощи при открытии новых образовательных программ и научных направлений. Кроме того, опережающими темпами будут развиваться магистратура и аспирантура. Отказ воронежских вузов от участия в программе несет значительные риски, главным из которых является ухудшение качества образования и снижение эффективности деятельности вузов. Проще говоря, или мы участвуем в новой программе и повышаем статус своих университетов, или просто остаемся за бортом коренного обновления регионального высшего образования. Во всем мире считается, что университетская система крайне инерционна и весьма консервативна, может быть, это самая консервативная среди всех социальных систем. Вместе с тем я затрудняюсь назвать страну, где бы не модернизировалась и не совершенствовалась система высшего образования. И давно замечено, что успешность любых реформ в значительной степени зависит от информированности всех заинтересованных сторон, от открытости дискуссий, от объективного обсуждения преимуществ и рисков этих реформ. В нашем конкретном случае я считаю целесообразным запустить процесс подобного открытого обсуждения проблемы создания опорных региональных университетов. Уверен, что все, кто болеет душой за судьбу воронежских вузов, примет участие в дискуссии.
История вопроса
Последние три года российская высшая школа живет под знаком майских (2012 год) Указов Президента России В.В. Путина. За эти годы произошли, пожалуй, самые глубокие реформы в этой сфере. Министерство образования и науки, последовательно проводя линию на повышение эффективности российских вузов, разработало комплекс необходимых мер и приступило к их практической реализации. Одним из важнейших направлений реформы является укрупнение вузов и создание сети опорных региональных университетов. Идея укрупнения вузов была озвучена министром образования и науки Дмитрием Ливановым еще в мае 2012 года, когда он вступил в должность. Летом 2012 года в интервью "Коммуне" я говорил, что укрупнение вузов - веление времени, так как только крупный университет может эффективно использовать материальные и финансовые ресурсы, успешно вести научно-исследовательскую деятельность, требующую уникального дорогостоящего оборудования. Кроме того, нельзя не отметить, что все страны, проводившие радикальные реформы высшего образования в последнее десятилетие, стремились к созданию крупных многопрофильных университетов (Китай, Франция, Южная Корея). В течение трех последних лет Министерство готовило нормативно-правовую базу и недавно обнародовало "Типовую модель опорного регионального университета (ОРУ)" в двух вариантах: классический (гуманитарный) ОРУ и технический ОРУ. Также разработана "Информационно-аналитическая анкета вуза", проще говоря, документ, подтверждающий соответствие вуза тем требованиям, которые предъявляются к опорным региональным вузам. Разумеется, эти документы появились не только в результате теоретических исследований, но и после изучения опыта объединения целого ряда московских и региональных вузов. Так, к Российскому экономическому университету им. Плеханова присоединились Российский государственный торгово-экономический университет и Московский университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). В результате появился крупнейший экономический вуз, по праву определяющий развитие российского высшего образования в сфере экономики, менеджмента и статистики. Подобных примеров можно привести немало. Многие успешные и эффективные региональные университеты включили в свой состав небольшие вузы. Например, в многотысячную семью Воронежского госуниверситета влились коллективы Борисоглебского государственного педагогического института и Воронежского филиала Финансового университета при Правительстве РФ. Таким образом, к моменту появления концепции опорных региональных университетов уже имелся определенный практический опыт.
Что такое опорный региональный университет?
Прежде чем перейти непосредственно к описанию будущих опорных региональных университетов (ОРУ), необходимо сказать об объективных предпосылках появления этой идеи. Во-первых, государственные вузы в регионах находятся на федеральном финансировании, ректор заключает трудовой договор с министром образования и науки и, естественно, отчитывается о своей работе перед федеральным министерством. Несомненно, большая часть выпускников вузов трудоустраивается в самом регионе, но по большому счету вуз не обязан отчитываться перед региональной властью. С другой стороны, и местные власти не слишком вникали в суть вузовских проблем, своих проблем хватало. Во-вторых, если во времена Советского Союза Министерство образования четко разграничивало функции и поле деятельности региональных вузов, то в 90-е годы в связи с началом приема студентов на договорной основе, вузы имели возможность открывать у себя практически любые новые специальности и направления подготовки. Например, в Советском Союзе всего три вуза готовили специалистов по психологии, а в 90-е годы таких вузов было уже 300. Сейчас даже трудно назвать вуз, где не готовились бы специалисты по экономике и менеджменту. Подобное дублирование обучения в пределах региона приводило к распылению средств и во многих случаях к низкой эффективности деятельности вузов. В-третьих, в эпоху нарастающей междисциплинарности науки и образования существование узкоспециализированных, отраслевых вузов становится тормозом развития системы высшего образования в целом. Крупный вуз обладает качественно новыми возможностями повышения эффективности в силу именно междисциплинарности обучения. Конечно, следовало бы сказать о демографическом кризисе, о разрыве традиционных связей вузов с реальным сектором экономики, о принципиальной невозможности дешевого и качественного образования, но, я думаю, что уже сказано достаточно для того, чтобы понять остроту проблемы и необходимость новых подходов к высшему образованию. Другими словами, идея опорных региональных вузов давно назрела. Что же такое "опорный региональный университет"? Это крупный многопрофильный интеллектуальный центр региона с высоким кадровым потенциалом. Предполагается, что консолидированный бюджет ОРУ должен быть не менее 2 млрд. рублей. В ОРУ должно быть не менее 10 000 студентов, обучающихся по очной форме. Кстати, в Воронеже таким требованиям соответствует только Воронежский государственный университет. Типовая модель опорного регионального университета указывает четкий критерий высокого кадрового потенциала - восемь кандидатов и докторов наук на 100 студентов. В ОРУ доля научных работников в общем объеме научно-педагогических работников должна быть не менее 5 процентов. Высокие требования предъявляются и к качеству научно-образовательной среды, в частности, общая площадь учебно-лабораторных помещений в расчете на одного студента - не менее 15 кв.м. Большое внимание уделяется библиотеке ОРУ, она должна иметь открытый доступ к электронной базе российской научной периодики. Предполагается, что объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника должен составлять не менее 200 тыс. рублей. Успешное функционирование опорного регионального университета подразумевает обязательное наличие таких черт, как гибкость, конкурентоспособность, диверсификация ресурсов и эффективная система управления. Элементами системы управления ОРУ являются долгосрочная концепция развития, миссия, программа развития вуза. В целях более полного обеспечения региональных задач ОРУ органы управления вузом дополняются Попечительским советом и Наблюдательным советом, если вуз меняет организационно-правовую форму на "автономное учреждение". Еще одно нововведение, ориентирующее систему управления университета на региональные нужды, - создание должности проректора по региональному развитию вуза. Все эти организационные новшества направлены на достижение основной цели ОРУ - оказание значительного воздействия на развитие региональной социально-экономической системы в кадровом, научном и культурном плане. Особо следует остановиться на научно-исследовательской деятельности ОРУ. Предполагается, что она должна реализовываться в интересах субъектов предпринимательской деятельности региона. Удельный вес НИОКР, выполненной в интересах организаций региона от общего объема НИОКР, должен составлять не менее 60 процентов. Важным показателем для оценки результатов деятельности ОРУ является "доля софинансирования программы развития ОРУ от региональных предприятий-партнеров и администрации региона". Такими видятся основные характеристики опорного регионального университета, который должен вывести региональные системы высшего образования на качественно новый уровень развития. В них заключена объективная картина, какой она представляется из регионального центра. Не предваряя решение, которое может быть принято на федеральном уровне, хочется, чтобы по обозначенной проблеме высказались руководители вузов, представители управленческих структур и бизнес-сообщества, вузовские преподаватели. Полагаю, что из вектора их мнений и должно сложиться то направление развития вузов региона, которое отвечает интересам личности общества и государства, соответствует требованиям времени.
Источник: газета "Коммуна", Б„–123 (26512) | Пятница, 23 октября 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|