 |
15.10.15
Его стихов открытая душа
Культура | Никольский народный театр, который в будущем году отметит своё 120-летие, одновременно готовится к юбилею и продолжает активно работать над новыми постановками, участвовать в фестивалях и конкурсах
И вот совсем недавно один из старейших любительских коллективов страны вернулся из Санкт-Петербурга с I Всероссийского фестиваля любительских театров "Невские театральные встречи". В номинации "Лучшее музыкальное оформление" наши земляки удостоены высшей награды.
Виктор Силин Верхнехавский район, Воронежская область
Никольцы представили в северной столице спектакль "Я песней стать старался". Это подлинная история, воплощенная режиссером Светланой Сукочевой по стихам деревенского поэта Коли Шалыганова. А предыстория её такова. Воронежскому прозаику Юрию Гончарову случайно попалась тетрадка со стихами простого сельского парня. Прочитав их, писатель удивился той самобытной и проникновенной силе, которой были наполнены строки доселе никому неизвестного поэта. Он стал искать автора. Оказалось, что его уже нет в живых, не осталось у него и родственников. Но Юрий Гончаров смог издать сборник его стихов, и один из них писатель передал Светлане Сукочевой. Поэзия простого крестьянского парня и та скупая его жизненная коллизия, которую пунктирно и с огромным трудом удалось хоть как-то восстановить, захватила режиссера и она стала работать над пьесой и спектаклем. Так родилась театральная постановка. Бесспорно, "Я песней стать старался" - большая удача и режиссера, и творческого коллектива. В своё время я видел этот спектакль на сцене Воронежского театра кукол. Небольшое камерное пространство как раз и позволяло донести до зрителей ту душевную доверительность, из которой соткан текст пьесы. История жизни Коли Шалыганова, детство и юность которого пришлись на войну, а потом на послевоенную разруху, как нельзя точно и правдиво ложится на песни той поры. Печальные и протяжные, они и создают фон спектакля. Для меня стало особой радостью услышать звучание в канве драматического действа песни Воронежского хора "Под горой растут цветочки", сочиненную в 1943 году Марией Мордасовой и её подругами по хору. Нечто подобное позднее сделал выдающийся танцовщик и хореограф Владимир Васильев, когда ввел в балет по прозе Андрея Платонова непосредственное хоровое исполнение воронежской песни. Вообще, музыкальная палитра спектакля "Я песней стать старался" довольно обширная и разнообразная. Здесь звучат и народные мелодии, и частушки, и "Вокализ" Сергея Рахманинова, и музыка из оперы Кирилла Молчанова "А зори здесь тихие", и эстрадные мелодии Яна Френкеля. Для самой Светланы Сукочевой своеобразным манком, подвигавшим её к неустанному проникновению в суть лирики никому неизвестного деревенского стихотворца, стала музыка Кирилла Молчанова. Естественно, что весь спектакль держится на главном исполнителе роли Коли Шалыганова - Максиме Тормышове. На обсуждении спектакля, которое проходило на фестивале после его показа, как раз и говорили о той большой симпатии, которой волей-неволей проникается зритель, глядя на сценическое проживание роли Максимом Тормышовым. Аспирант ВГАУ, он заявил о себе ещё до поступления в вуз. О нем критики заговорили разом и с большой долей пиетета. Сейчас Максим уже и сам руководит самодеятельным студенческим театром. Очень точно режиссерский замысел доносят и другие исполнители - Алексей Левин в роли друга главного героя, Александр Ковалев, представший деревенским сторожем, Светлана и Александр Литвиновы - гармонисты, Валентина Рогова - в роли тети Ариши. И, как обычно бывает в постановках Светланы Сукочевой, подлинное погружение в жизнь той, послевоенной эпохи, происходит в массовых сценах, а точнее сказать, в народных. Выхваченные из толпы образы и высвеченные буквально отдельными штрихами, но столь своеобразными и индивидуальными, что их запоминаешь сразу и надолго. Перенос готового спектакля на другую, тем более габаритную площадку - а, как уже говорилось, никольцы привыкли играть в камерных условиях, на клубных сценах - всегда проблематичен. Но за два дня перед поездкой в Питер режиссер Светлана Сукочева провела репетиции на большой сцене Воронежского ТЮЗа, зная, что на фестивале им предоставят подобную площадку. Поэтому никольским артистам не пришлось с трудностями осваивать новую сцену. Остается только добавить, что в "Невских театральных встречах" участвовал ещё один воронежский коллектив - молодежная студия при театре "РАМС" из Россоши. Был представлен спектакль "Немного доброты холодной, серой осенью" по рассказам клоуна Леонида Енгибарова в постановке Галины Хунгуреевой. И хотя молодые исполнители никаких призов не завоевали, уже само участие в таком представительном театральном фестивале - награда.
 Сцена из спектакля "Я песней стать старался". Фото из архива Никольского театра
Источник: газета "Коммуна", Б„–119 (26508) | Четверг, 15 октября 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|