22.09.15
Рядом с гением
На экране ТВ
«Запечатлённый образ, или Лев Толстой и Илья Гинцбург: двойной портрет в интерьере эпохи» – так назвали свой фильм режиссёры Галина и Анна Евтушенко, недавно показанный на канале "Культура"
Людмила Романова,
театровед
Галину Евтушенко знаю очень давно. Сейчас она режиссёр-документалист, Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат многих международных премий и главной российской кинематографической награды "Золотой орел". А когда-то, в начале 80-х, она работала методистом воронежского кинотеатра "Юность", а я - редактором по рекламе Управления кинофикации, и мы тесно сотрудничали. Сближало нас и то, что обе мы считали своим учителем в профессии известного воронежского киноведа Сталя Пензина.
В перестроечные времена Галина уехала учиться во ВГИК, а я стала преподавать историю театра и кино в нашем институте искусств. О Гале узнавала от Сталя Никаноровича, он же давал мне для просмотра присылаемые ею диски со своими фильмами. На мой взгляд, у Галины Евтушенко не было робкого дебюта, с первой же ленты о судьбе киноартиста Геннадия Корольчука она показала себя вполне зрелым мастером. Недаром этот короткометражный фильм получил множество международных наград.
Постепенно определилась основная тема режиссера Евтушенко - жизнь и судьба представителей культуры и искусства на фоне истории. Она даже нашла определение жанра своих фильмов: двойной портрет в интерьере эпохи. Таких фильмов у неё несколько: о Вс.Мейерхольде и С.Эйзенштейне, о Н.Эрдмане и А.Степановой, о М.Зощенко и Ю.Олеше.
Несомненной удачей считаю её фильм "Горе уму, или Вс.Мейерхольд и С.Эйзенштейн". Его я показываю студентам, так как там точно воссоздана эпоха, определены точки пересечения в творчестве учителя и ученика, представлен богатейший документальный материал, а также фото и чудом сохранившиеся кусочки спектаклей Мейерхольда. Именно в этом фильме режиссёр определила для себя принцип организации материала: не поверхностное скольжение по истории, не выворачивание её в угоду современным тенденциям, а спокойный объективный рассказ и показ.
Каждому фильму предшествует большая подготовительная работа с документами и фотографиями в музеях, просмотры сотни километров пленки, отбор и монтаж того, что войдет в киноленту. Для режиссерского почерка Галины Евтушенко характерны сдержанность, взвешенность, глубина подхода, подлинный историзм. Её проекты я назвала бы просветительскими в лучшем смысле этого слова.
Тот же подход к материалу продиктован ею и в последней по времени создания документальной ленте "Запечатленный образ, или Лев Толстой и Илья Гинцбург". Фигура Льва Толстого, по-видимому, всерьез заинтересовала Галину Евтушенко, так как предыдущий её фильм - "Полустанок" - был посвящен столетию со дня смерти великого писателя. Как тактично рассказана в нем история драматических отношений писателя и его семьи, приведшая к уходу из Ясной Поляны! О Толстом, к счастью, снято много хроники и использована она в фильме, кажется, по максимуму. Но осталось и для новой работы.
У читателя закономерно может возникнуть вопрос: а кто такой Илья Гинцбург, и почему его имя стоит рядом с именем Толстого? Действительно, имя это сегодня почти забыто, и только люди, занимающиеся иконографией Толстого, его знают. Он создал несколько скульптурных портретов великого писателя и издал мемуары "Из прошлого", которые, собственно, и подтолкнули режиссера к созданию картины. А замысел состоит в том, чтобы наглядно показать, какое влияние оказывал великий писатель на своих современников и, в частности, на самого Илью Гинцбурга - человека скромного таланта, тем не менее, честно служившего искусству.
Разновеликость двух фигур не смущает создателя фильма. Толстой с одинаковым вниманием относился ко всем посетителям Ясной Поляны, беседовал, интересовался их жизнью. Не очень любил позировать, но атмосфера пребывания в Ясной Поляне была столь свободной для творчества, что Гинцбургу хватало того времени общения, чтобы запечатлеть Толстого. Он был мастером малых форм - небольших размеров скульптуры удавались ему больше, чем величественный памятник.
Атмосфера фильма заметно меняется, когда из него исчезает фигура Толстого. Отраженным светом его личности наполнена жизнь Ильи Гинцбурга, несмотря на изменившееся время и страну (скульптор умер в 1939 году). И хотя он не пострадал от Советской власти, талант его постепенно угасал, не находя применения (об этом свидетельствует почти карикатурный памятник Плеханову с аллегорической фигурой молотобойца рядом). Видно, новые идеи не смогли вдохновить его так, как мышление Льва Толстого.
Сама Галина Евтушенко, видно, тоже не может отойти от могучей фигуры писателя. Она завершила ещё один фильм, связанный с его личностью. Хорошо бы пригласить нашу землячку на встречу с воронежскими кинозрителями, устроив ретроспективу её работ. И не только о Толстом.
Источник: газета "Коммуна", | Б„–109 (26498) | Вторник, 22 сентября 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015