15.09.15
"Иерейская проза" отца Николая
Православие
Протоиерей Николай Агафонов – священник Русской Православной Церкви, в сане - 38 лет. Писатель, член Союза писателей России, лауреат Патриаршей литературной премии 2014 года. Участвовал в праздничных богослужениях Дня памяти святителя Митрофана Воронежского в августе 2015 года, а также в мероприятиях православной книжной выставки-форума «Радость Слова». Автор книг "Мы очень друг другу нужны", "Преодоление земного притяжения", исторического романа "Жены-мироносицы" и многих других. Протоиерей Николай ответил на вопросы журналиста "Коммуны".
Протоиерей Николай
- Отец Николай, как вы совмещаете служение священника с писательским трудом?
- Литературное творчество священника-писателя ставит перед собой задачу проповеди православия, с одной стороны, а с другой - является художественным отражением жизни во всём ее многообразии с позиции священнического опыта и богословского осмысления. Безусловно, священник обладает огромным, уникальным опытом знания жизни, знания людей.
В художественной литературе к теме внутрицерковной жизни обращались очень мало, впервые она начала раскрываться в русской эмиграции. Вспомним замечательные рассказы Ивана Шмелёва. А в целом в художественной литературе тема обращения человека к Богу была очень мало освещена. В живописи первой половины ХХ века были созданы большие полотна, например, картина Дмитрия Корина "Русь уходящая", где показан религиозный пласт народной жизни, а в литературе схожего по масштабу произведения не оказалось.
В 90-е годы люди уже внутри Церкви стали осмысливать свой путь к Богу, и это явилось одной из самых интересных, востребованных тем православной литературы. Появилась так называемая "иерейская проза", то есть священники стали писателями, и я - одним из них. Сегодня мы уже много видим художественных и документальных произведений священнослужителей.
А когда я начинал свой литературный путь, для священника подобное было совсем необычным занятием. Произведения о взаимоотношениях человека с Богом предназначены в основном для тех, кто еще не воцерковился или пока далёк от Церкви. Такой человек не будет читать сложных исследований о религии, а вот рассказ или роман он прочтет. Доступная художественная литература является своего рода миссией, поскольку на понятном языке обращается к обычным читателям.
- Можно ли назвать ваш приход к вере чудесным?
- В моем обращении к вере чудо роли не сыграло. Хотя бывает, и сейчас это происходит, когда нас ведет чудо - Промысл Божий. Помню, в юности опаздывал к поезду, а надо было успеть на экзамены. Так вот, я стал молиться святителю Николаю, и когда мы в спешке приехали на вокзал, поезд ещё стоял на перроне: у него заклинило тормозные колодки. Только я сел в вагон, он тут же тронулся. Что это? Кто-то скажет: случайность. А я считаю, что действительно святитель Николай помог. Таких случаев много, об одном из них я пишу в рассказе "Чудо в степи".
В таких случаях я говорю: "Благодарю тебя, Господи, что ты мне грешному помогаешь". Чудо оно не для того, чтобы удивить, а чтобы помочь человеку, если это необходимо. Я воспринимаю подобное как Промысл Божий.
- А каким вы видите миссионерское служение?
- Священнослужитель уже по своему назначению миссионер. Когда Христос сказал апостолам: "Идите и научите все народы", то Он через апостолов обратился и ко всем нам, христианам. Считаю, что миссионером должен быть и каждый мирянин.
Миссионерство может проявляться в том числе и через поведение и приводить людей к вере. Я беседовал с детьми, молодёжью, давал им читать православные книги, когда они были еще "самиздатовские", отпечатанные на машинке. Молодые мы тогда были, ничего не боялись. Хотя в те годы это было небезопасно, но Господь берёг нас.
Меня интересовали люди, у которых жизненные интересы выходили за рамки обычного обывателя. Знакомился с людьми, интересующимися литературой, классической музыкой, живописью, приводил их в храм. Встречи, будь то дружеское застолье у именинника или поездка в такси, использовал для миссионерской работы. Поговорю, ещё и книгу предложу.
Зачастую неожиданные встречи оборачиваются серьёзными шагами: многие потом стали религиозными людьми. Причем здесь не может быть общих правил, к каждому человеку надо найти особый подход, дать ему раскрыться, подсказать. К примеру, за столом начинаю говорить о религиозных философских вещах, заинтересовываю - бывает, кто-то откликнется, вслед за мной и пойдёт к Богу. А "ловить" людей проповедью на улице - это не наш метод. Мы на своей земле, священнослужители всем доступны, храмы наши открыты, и звон колокольный все слышат. Миссионерство начинается уже тогда, когда звонарь звонит - это уже призыв.
- Досадно, что деструктивные секты, прикрываясь Евангелием, обманом ловят людей в свои сети…
- Большого количества людей они не ловят. Некоторые поддаются по слабости своего духа. Когда встретите таких "проповедников" на улице, перекрестите их. Они боятся этого, сразу же бегут.
- Каково ваше впечатление о нашей епархии, городе, людях?
- Воронеж - православный город. Здесь подвизался великий святитель Митрофан Воронежский, его знает вся Россия и весь мир. Мы приехали к нему. У вас замечательный Правящий Архиерей - Владыка Сергий! Умное духовенство, сразу виден хороший образовательный уровень священников. А какой величественный кафедральный собор с великолепным алтарём!
- Над чем работаете сейчас как литератор?
- Только что закончил повесть "Стояние". Она - о чуде стояния Зои в 1956 году. Произошло это на улице Чкалова в Самаре, я служу в храме неподалеку. Мы поставили бронзовый памятник святителю Николаю рядом с домом, в котором все произошло. Сдал в издательство и детскую повесть о мальчике из партийно-номенклатурной семьи, который полюбил девочку из семьи священника. Действие происходит в конце 60-х годов.
Еще готовы две исторические повести: одна из них - про протопопа Софийского собора Амоса, который стал символом героического сопротивления врагу. В 1611 году он со своей семьёй вёл оборону Великого Новгорода от шведов. Карамзин назвал его "последним славным новгородцем в истории". Вторая художественная повесть - о Патриархе Ермогене. В 2012 году у меня уже выходила документальная книга, посвящённая Патриарху Московскому Ермогену "Адамант земли русской". Недавно вышел сборник "Ратные подвиги православного духовенства".
- Знаю, что ваши сказки очень любят дети БЂ¦
- Сказки я пишу в перерывах между серьёзными книгами. Есть у меня, например, сказка "Семья колоколов". Папа-колокол, мама-колокол, детиБЂ¦ Колокол Бим-Бим мечтает быть рындой на корабле. Храм разрушают, родители гибнут, Бим-Бим попадает на корабльБЂ¦ Я через сказку историю нашей России рассказываю. Или сказка о венском стуле. Старый венский стул служил верой и правдой. И вот прошло время и выбросили его на помойку, должны сжечь. Он переживает, хочется ещё пожить и послужить мог бы ещёБЂ¦ Хоть бы кто-нибудь на дачу забралБЂ¦ И вот ворона говорит: - У тебя ведь четыре ноги, иди сам ищи своё счастье! - Но стулья же не ходят! - Кто тебе это сказал? Ты пробовал? Он попробовал, и действительно пошёл. И дальше следуют приключения венского стула, как он счастья искал.
Помню, пришёл в одну школу, а там сидят старшеклассники. Мы обычно с другом-поэтом такие встречи проводим. Ему легче, он прочел стихи, получил аплодисменты и сел. А я спрашиваю: "Прочитать рассказ или сказку?" Думал, старшеклассники предпочтут рассказ. Но вдруг весь зал как один: "Сказку!" Стал читать им сказку про венский стул. Что удивительно: до этого они баловались, всячески показывали, что они крутые, а тут смотрю - примолкли и так переживают, найдёт стул своё счастье или нет БЂ¦ И такие аплодисменты после сказки! Потом звонит мне директор: "Батюшка, что вы с нашими детьми сделали? Они в очередь стоят за вашими книгами в библиотеке!"
- Поверьте, после этого праздника книги у вас в Воронеже станет больше читателей! Тем более после встреч с читателями, на которых вы так интересно рассказали о своей жизни и литературном пути!
- Когда священник пишет богословские труды, ничего в этом удивительного нет. А когда он пишет художественные вещи, это, может быть, не совсем обычное явление. Или непривычное. Так или иначе, но в нашем мире появились книги, которые именуют "иерейской прозой". Мне кажется, это востребовано временем.
Беседовала Татьяна Юшкина
Источник: газета "Коммуна", Б„–106 (26495) | Вторник, 15 сентября 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015