 |
05.08.15
Посадили на мель
Обмеление и загрязнение Дона может обернуться экологической и гуманитарной катастрофой для всего Черноземья
Николай Кардашов
Повсеместное катастрофическое обмеление Дона отмечают нынешним летом не только специалисты, но и жители прибрежных сел, и отдыхающие на донских берегах. В районе лискинских сел Духовое, Старая Хворостань и Аношкино некогда полноводную реку можно легко перейти, не замочив коленей. Если в 2014 году минимальное положение уровня воды в 140 сантиметров отмечалось в августе, то в нынешнем году этот безотрадный показатель Дон переступил уже в июне. И даже обильные дожди лишь на день - два приподнимают водную гладь всего на 15-20 сантиметров. Что же происходит с главной рекой Воронежской области? Немалый урон Дону и его притокам нанесла безрассудная мелиорация в прежние годы с распахиванием поймы и размещением у берегов летних стойбищ для скота. Поднятая плугом земля луговин вместе с навозом во время разлива оказывалась в реках, забивая их русла. Старожилы отмечают: после пуска Нововоронежской АЭС Дон до самого Коротояка перестал замерзать, и прекратились половодья. А нет «большой воды» - не очищаются русло реки, ее питающие притоки и пойменные озера, многие из которых зарастают травой-резуном и превращаются в болота. Река моего детства Потудань, подкармливающая Дон, сегодня представляет собою хило струящийся в камышах ручеек, которым большую реку не напоить. К состоянию дряхления приходят Хворостань, Усманка, Икорец, Битюг, Хопер, Тихая Сосна. В водоснабжении многих прибрежных сел отмечается резкое понижение уровня водоносных слоев. Тесно, неуютно некогда чистым рекам Воронежской области у захламленных человеком берегов – вот они и ужимаются подальше от них. И от нас. "От Дона отвернулся человек - и с этого пошли его беды", - считает член Союза писателей России Валерий Тихонов, прошедший Дон, с его лискинскими озерами, от истока до устья и написавший полную тревожных вопросов книгу "Не говорю тебе прощай" о некогда великой русской реке. С его выводами трудно не согласиться. Да, отвернув Дон от "работы" и отвернувшись от реки сам, человек посадил ее на мель. Еще в начале 90-х по этой главной водной артерии Черноземья речники "Лиски-порта" сплавляли баржи с грузами до ростовских Вешек и обратно. Речной флот перевозил зерно, уголь, подсолнечные семечки, нефтепродукты и строительные материалы. От Лисок до Павловска курсировали пассажирские суда. Чтобы фарватер Дона был безопасным для судоходства, он в каждую навигацию чистился-углублялся земснарядами. А намытый речной песок (свой, не привозной) был незаменимым и дешевым материалом и для местных строителей, и для завода "Спецжелезобетон", производящего высокопрочные и долговечные железобетонные шпалы. За ним к портовикам Лисок ехали строители из Россоши, Алексеевки, Старого Оскола. На Дону работали бакенщики и речные обходчики. За состоянием реки надзирали инспекторы по судоходству со специальным катером, промерявшим глубины русла. Ельцинские реформы не только придушили экономику страны, но и пагубно сказались на речном судоходстве - возить стало нечего и некуда. К тому же баржи и буксиры речников бесцеремонно потеснил автотранспорт, работающий по принципу "от места - к месту". Был отдан в частные руки и ОАО "Лискинский порт", надежно решавший государственные транспортные проблемы с 1927 года. Вопреки утверждению младореформаторов, что частник будет управлять эффективнее государства, с частником-собственником порта в Лисках так не случилось. Сегодня практически весь флот порта ржавеет без работы, прикованный к причалам, а судовые команды отправлены в долгосрочные отпуска. Только прогулочный катер выбирается иногда с пассажирами на экскурсионные маршруты по Дону, рискуя сесть на мель. Ну а нет судоходства - зачем и Дон чистить. Сегодня порт в Лисках не "утонул" окончательно лишь за счет реализации запасов песка. Но недавние "оптимизации" производства на "Спецжелезобетоне" и банкротство местного домостроительного комбината резко сократили спрос на него у портовиков. - Наш порт, как и все речное судоходство страны, переживает сейчас не лучшие времена, - сожалеет генеральный директор ОАО "Лискинский порт" Виталий Рудич. - Прекращение речных перевозок поставило наш коллектив, да и сам Дон, на грань выживания. Чтобы сохранить людей, мы ищем новые виды деятельности. Думаем, в частности, освоить внерусловую добычу песка земснарядом, в чем нас здорово поддерживает глава района Виктор Шевцов. Мелеющий Дон терзает и другая проблема - браконьерство. Рыбу бьют самыми варварскими способами: крючьями-"карлыгами", "электроудочками", толом. У села Переезжее зимовальную яму донской стерляди - рыбы, занесенной в Красную Книгу - нелюди взрывали дважды. Безнаказанно. "А некому злодеев наказывать!.. - бессильно разводит руками руководитель районного общества охотников и рыболовов Владимир Дубровский. - Природу Дона можно будет оградить от насильников лишь тогда, когда государство перестанет экономить на природоохранной службе. Сегодня же в Лисках работает один инспектор на три района - без оружия, с ограниченными правами, со смехотворным лимитом бензина и с унизительной зарплатой". "А в нашей зоне ответственности, - поддерживает Дубровского начальник Лискинского Отдела МВД России на транспорте Евгений Аладьин, - аж 920 километров Дона. И на это расстояние - всего два сотрудника линейного пункта, охраняющие реку от браконьеров". Отлученная от работы, посаженная на мель, лишенная присмотра, захламляемая и истребляемая река закрыла работу и людям. А вслед за нею закрываются и "голубые глаза" Придонья - озера. Спасти их и Дон от гибели смогло бы принятое несколько лет назад правительственное постановление о возрождении речного судоходства. Но, похоже, это "дитя" - мертворожденное: к работе оно до сих пор не приступило. Поэтому надежда у Дона только на нас - людей, рядом с ним живущих.
После нас - хоть потоп? Фото Николая Кардашова
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|