 |
09.07.15
Мнение ученого. Что доказывает официальная статистика
Принципиальное отличие современных технологий управления – ориентация хозяйственной деятельности на рост прибылей «стратегических частных собственников», а не на производство общественно необходимых благ
Итак, что нам доказывает официальная статистика? Во-первых, она доказывает, что после пополнения экономического блока правительства либералами, верными идеям Е.Гайдара - А.Чубайса, народное хозяйство РФ еще с 2013 года начало вступать в серьезный кризис, который проявляется не только в финансовой сфере, но и в реальной экономике, в падении доходов большинства наших граждан, соответственно - в повышении смертности населения. Во-вторых, статистика доказывает, что этот кризис не является циклическим и массовым, подобно кризису 2008-2009 гг.
Исаак Загайтов, доктор экономических наук, профессор г.Воронеж Свидетельством необычности нынешнего кризиса в РФ являются уверенно высокие темпы развития экономики Китая и Вьетнама, около трех процентов в США, в среднем примерно 1,5 процента у наших западных соседей. В таком случае имеются серьезные основания признать, что нынешний кризис в нашей стране является промежуточным, предшествующим следующему циклическому кризису, который, согласно известному закону периодичности (в интервале 8-12 лет), должен поразить экономику наших партнеров по капиталистической системе хозяйствования - примерно в 2017-2019 гг. Следовательно, если, по признанию правительства, мы в 2015 году не вырвемся из ситуации, вызвавшей нынешний кризис, то он способен плавно перерасти в самый продолжительный кризис, после так называемых - "лихих девяностых". Перспектива тревожная, и понятно, что не всем покажется политически корректным предупреждение о возможности подобного развития событий. Но у экономистов должна быть своя "клятва Гиппократа" - они не вправе скрывать тревожный диагноз, если имеются шансы его использовать во благо общественного воспроизводства. В чем же суть нашего диагноза? А суть в том, что мы сегодня имеем дело с кризисом, который по существу является результатом второй волны гайдаровско-чубайсовских реформ, о чем не только автор, но и многие другие экономисты неоднократно писали в связи с укреплением в правительстве Дмитрия Медведева позиций либералов. А для такого предвидения официальная статистика давала бесспорные свидетельства. Обратимся к таблице, в которой за последние 100 лет бесстрастно описана динамика развития народного хозяйства России (в современных границах). Здесь приводятся данные за равные промежутки времени - по 23 года каждый. При этом первые три периода (1917-1990) характеризуют социальноэ-кономический прогресс с использованием советских технологий государственного регулирования хозяйственной деятельности, четвертый период (1990-2013гг.) - объективно оценивает "успехи" перехода к либеральным технологиям управления общественным воспроизводством.
Показатели прироста в границах России 2013 года
Показатели прироста |
1917-1940 гг. |
1945-1968 гг. |
1990-2013 гг. |
1990- 2013 гг. |
Население, млн. человек |
+ 19,1 |
+34,0 |
+19,7 |
- 4,0 |
ВВП, млрд. дол. |
+190 |
+1005 |
+ 690 |
+ 110 |
Производство электроэнергии, млрд. квч. |
+ 28,3 |
+ 349 |
+ 709 |
- 13,0 |
Производство стали, млн. т. |
+9 |
+46 |
+35 |
-15 |
Производство тканей, млрд. м. |
+ 2,1 |
+ 5,4 |
+ 1,5 |
- 2,4 |
Производство обуви, млн. пар |
+99 |
+175 |
+85 |
-271 |
Производство зерна, млн.т. |
+ 15,0 |
+48,0 |
+37.7 |
- 24,3 |
Производство молока, млн.т. |
+ 5,8 |
+28,2 |
+ 10,9 |
- 32,6 |
Производство мяса, млн.т. |
+ 0,3 |
+ 4,4 |
+ 4,2 |
- 2,4 |
Как видим, несмотря на потери в период Гражданской войны и интервенции, несмотря на последующие вооруженные конфликты и экономические санкции, несмотря на нередко грубые собственные ошибки (включая необоснованные политические репрессии), руководители советского периода отметились в истории России значительным прогрессом материальных предпосылок увеличения численности населения и улучшения качества жизни. Что же касается постсоветского периода, следует иметь в виду, что: а) небольшой прирост ВВП в 1990-2013гг. был связан не с развитием производства в реальном секторе экономики, а с расширением сферы финансово-коммерческих услуг и увеличением налогового бремени; б) даже рост реального производства в 1999-2013 гг. оказался недостаточным, чтобы завершить выход из того рукотворного обвала, в который нас окунули реформаторы гайдаровско-чубайсовской разновидности либерального курса социально-экономической политики; в) наметившиеся в начале ХХI века позитивные тенденции в последние два года прерваны новым кризисом, который нельзя не связать с консолидацией в составе правительства - верных хранителей идей Гайдара-Чубайса и их западных советников. Думаю, что, непредвзято изучая российскую историю последнего столетия, с помощью данных выше приведенной таблицы, несложно убедиться - причина разновесомых социально-экономических достижений 1917-1990гг. и принципиально иных результатов управления страной в постсоветский период, состоит не в сократившихся возможностях использования научных знаний или квалифицированных кадров. Причина - в разных технологиях управления развитием народного хозяйства. В советские годы в основе технологии управления народным хозяйством была ориентация на удовлетворение потребностей подавляющей части населения страны, а поэтому определяющим был курс на рост производства материальных, интеллектуальных, демографических и экологических благ. В таких условиях экономические кризисы, вынуждающие сокращать производство и занятость, были практически невозможны. Устойчиво росло потребление, численность и образованность населения. В какой мере удавалось этого достигнуть в различные периоды, зависело от объективных внешних условий и неравного созидательного потенциала периодически сменявшихся в СССР руководящих команд. Примером реализации примерно таких же технологий в современных условиях может быть государственно-демократический курс социально-экономической политики Китая, Вьетнама. Его элементы просматриваются в управленческой деятельности руководителей Швеции, Норвегии, ряда других развитых и развивающихся стран, и потому они меньше, чем Россия, восприимчивы к угрозам кризисов. Принципиальное отличие технологий управления российским обществом постсоветского периода - ориентация хозяйственной деятельности на рост не производства общественно необходимых благ, а прежде всего, на рост прибылей. Причем, прибылей даже не всех предпринимателей, а по преимуществу, "стратегических частных собственников". Невзирая на то, что в ряде случаев это достигается за счет вывоза капитала и превращения заводов в торговые центры. Несмотря на то, что во благо прибыли экспортеров, обеспечивается падение курса отечественной валюты, рост безработицы; пропагандируется "затягивание поясов", подготавливающее вымирание населения. Это и есть либерально-олигархический курс социально-экономической политики, последствия которого сегодня особенно выразительно демонстрирует брошенная своими олигархами в нищету и гражданскую войну Украина. Но олигархи везде олигархи, также как эгоцентристы везде эгоцентристы, а тиграм везде нужна не растительная пища. Вспомним, в свое время Егор Гайдар обещал, что либеральные реформы сначала приведут к некоторому повышению цен, но через 6-9 месяцев цены начнут снижаться. Чем завершились эти обещания? Россия всего за несколько лет переместилась с первого места в Европе по ежегодному приросту населения - на первое место в мире по естественной убыли своих граждан. Вот и сегодня, когда экономический блок правительства сформировался из соратников и последователей Егора Гайдара, а они привычно обещают, что нынешний кризис продлится недолго, в это трудно поверить. Особенно если знаешь, что дефолт 1998 года подарил обладателям инвалюты 15 рублей на доллар, а нынешние либеральные вожди столь же бесцеремонно прибавили к этому подарку еще почти 20 рублей. И кому же сегодня предназначен этот подарок? С одной стороны, зарубежным кредиторам, задолженность перед которыми в рублевом эквиваленте сразу увеличилась более чем в полтора раза. А с другой стороны, это подарок тем ловкачам либерального рынка, которые скрыли свою добычу за рубежом, а сегодня получили приглашение возвращать "сбережения" не по 36, а по 55 рублей за доллар. И все это якобы в целях улучшения финансового положения страны, увеличения инвестиционных ресурсов, ускорения (в будущем) экономического роста. Спору нет, нужно приветствовать решение Президента Владимира Путина о снижении на 10 процентов зарплаты государственных служащих высшего ранга. Это облегчит бюджетный кризис на 2-3 миллиарда рублей. Правда, если эту инициативу поддержат все, кто понимает, что неприлично иметь доходы, превышающие зарплату такого ценного для страны человека, как Президент, то тогда в развитие экономики можно будет дополнительно направить около 700 миллиардов рублей. Это сразу примерно на треть увеличит объем средств, которые правительство предполагает использовать для локализации последствий нынешнего кризиса. Однако в масштабах потребностей страны, которая за годы либерально-олигархических реформ лишилась большей части технически передовых отраслей народного хозяйства, с такими средствами далеко вперед уйти не удастся. Тем более, что нависает угроза возможного наложения российского промежуточного кризиса на мировой циклический кризис 2017-2019 гг. Нужны, как минимум, дополнительные 7 триллионов рублей, чтобы увеличить норму накоплений до 30 процента ВВП. А впечатление таково, что финансово-экономический блок правительства пытается решать данную проблему путем сбора недостающих средств, прежде всего, за счет инфляции. Но несложно подсчитать, что при ожидаемых в нынешнем году объемах потребления домашних хозяйств, инфляция на уровне 12 процентов облегчит карманы потребителей примерно на 4 триллиона рублей, из которых в прирост накопления будет использовано не более 1 триллиона. Так что собрать необходимые для устойчивого преодоления кризиса инвестиции в рамках либеральных технологий управления народным хозяйством России, безусловно, не удастся. Не удастся, поскольку наша элита за 20 с лишним лет уже привыкла слишком много потреблять товаров и услуг, попутно упрямо размножая непроизводительные расходы капитала и труда. И правительство определенно не собирается ее ограничивать в этой привилегии. Например, оно не хочет замечать, как существенно сдерживается экономический рост в результате выплаты дивидендов на сумму около одного триллиона рублей. Не хочет замечать, как часто пахнут паразитизмом личные доходы в форме арендной платы, суммарно превышающие 2,5 триллиона рублей. И уже совсем странно, зачем потакать олигархам, которые только в январе - апреле 2015 года оставили за рубежом экспортную выручку на сумму примерно 3,5 триллиона рублей. Резервов преодоления нынешнего кризиса много. Но чтобы привести их в действие, нужна не либеральная технология управления народным хозяйством. Критерием качества управления должно стать не мудрствование над сокращением расходов бюджета, а рост доходов, используемых на повышение темпов экономического роста. Например, несложно себе представить, сколько дополнительных ресурсов получат предприятия реального сектора экономики, если, освободившись от либерального тумана, государство начнет стимулировать (кнутом и пряником) радикальное сокращение финансового и товарного посредничества, процентных ставок и "откатов"; перестанет признавать "священной коровой" частную собственность, которая не желает работать на прирост рабочих мест и на бюджет. И особенно когда собственность оказывается бесхозной, подобно 40 млн. га ныне заброшенных земель, а также десяткам тысяч квартир, которые пустуют, чтобы поддержать высокие цены на жилье. Мобилизация подобных резервов не включена в технологию управления преодолением кризиса, которая разработана либералами в экономическом блоке правительства. Сегодня в основном их заботит, во-первых, поиск якобы внешнеполитических объяснений, почему им удалось подвести экономику к промежуточному кризису. Во-вторых, они настойчиво ищут обоснование - как отказаться от реального исполнения социальных обязательств, вытекающих из майских указов Президента. Неисполнение этих указов затушевывается и новым курсом рубля, и обещаниями снижения инфляции, создания 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест, капельного орошения издержек производства в сельском хозяйстве, "оптимизации" затрат в образование, здравоохранение. В-третьих, они упорно умалчивают официальные данные Госкомстата, согласно которым Россия вновь начала вымирать. Больше того, в последние полтора года мы снова занимаем первое место в Европе по размеру избытка смертности над рождаемостью (только за январь-май 2015г. естественная убыль населения составила свыше 65 тыс. человек - в 7 раз больше, чем погибло россиян за 10 лет войны в Афганистане). Общий вывод таков: выверенный статистикой опыт последнего столетия убеждает, что для скорейшего преодоления и нынешнего рукотворного кризиса, и того циклического спада, который приближается, нам нужно радикально менять технологии управления народным хозяйством. Понять, что либеральный курс социально-экономической политики - это дорога не к Храму.
Источник: газета "Коммуна", N77 (26466) | Четверг, 9 июля 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|