 |
06.07.15
Музыка и немного поэзии
Фестиваль | В Рамонском районе, возле замка Ольденбургских, уже во второй раз прошла «Усадьба Jazz»
В автобусе, который вез любителей хорошей музыки из Воронежа в Рамонь, случайно подслушал разговор двух сидевших рядом девушек – вероятно, студенток. Учатся они, насколько я понял, в Москве, но решили приехать, узнав о том, что и у нас проходит этот международный фестиваль. Прошлогодний эксперимент с проведением "Усадьбы Jazz" на новом месте удался. Публике фестиваль понравился, райцентр в получасе езды от Воронежа оказался подходящим местом для праздника музыки. В этом году народу съехалось больше, чем год назад. И каждый нашел в местном парке и на трех сценах что-то важное для себя.
Виталий Черников
Да, теперь сцен было три: помимо традиционных для "Усадьбы Jazz", где бы ни проходили ее концерты, большой ("Аристократ") и малой (Jazz Club), появилась еще одна - как результат сотрудничества с книжным клубом "Петровский". На ней выступали молодые воронежские поэты, в том числе Елена Дудукина, Татевик Миразизян, Наталья Косякина. Не обошлось без экспериментов: иные стихи сопровождались импровизациями Центра современного танца, совместный проект "Кто-то другой" показали поэт Родион Прилепин и музыкант Дмитрий Гульбин. В парке работали детская площадка, маркет, где можно было приобрести домашний мед, одежду лучших российских дизайнеров и образчики декоративно-прикладного творчества. В тот день играли десять коллективов, в том числе из Швейцарии и Краснодона Луганской области. Музыкальная программа открылась выступлением Dixie-Alex-Band - небольшого воронежского оркестрика, который играет музыку, проверенную временем: Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Фэтса Домино. Этот коллектив оказался в числе наиболее активных: покинув сцену, участники переоделись в матросские костюмы, чтобы радовать музыкой людей, прогуливающихся по парку. Наши земляки первыми выступили и на сцене "Аристократ". "Цей" - так называется совместный проект музыкантов из нескольких воронежских групп, которых объединила воля композитора Ярослава Борисова. Дебютировал "Цей" в прошлом году на фестивале "Чернозем". Тогда казалось, это некая разовая акция, но те, кто так считал, ошибались. Проект расширил состав - теперь в нем две жизнерадостные вокалистки, а не одна; более того, у него выходит альбом. Судя по энергичным танцам у сцены (среди пляшущих особо заметен был упомянутый выше поэт Родион Прилепин), молодым меломанам "Цей" пришелся по вкусу. Позже кое-кто из участников предстал на малой сцене в качестве участников группы "Эваэва". Фестивальная программа не была сугубо джазовой. Но джаз все равно занимал в ней очень существенное место. И, конечно, очень важно, что организаторы снова предоставили возможность сыграть молодым исполнителям, которым, надеюсь, еще предстоит ярко заявить о себе на отечественной сцене. Речь идет об учениках воронежского джазового пианиста Игоря Файнбойма. На фестивале некоторые музыканты отдали дань уважения своим кумирам, интерпретируя джазовую классику. В исполнении Dixie-Alex-Band’а звучал Дюк Эллингтон, а швейцарское трио Vein, звезды европейского интеллектуального джаза, поделилось своим видением Гершвина. Знакомые темы радовали слушателя и во время выступления трио легенды отечественного джаза - пианиста и певца Сергея Манукяна. - Фестиваль шагает по России. В этом году он пройдет в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге - и уже с огромным успехом состоялся в столице, в усадьбе Царицыно... Под Воронежем "Усадьба Jazz" проходит уже во второй раз. В прошлом году мы убедились, как много здесь ценителей настоящей музыки, - напомнил зрителям ведущий "Усадьбы Jazz". Московская группа "Мегаполис" представила в Рамони программу "Из жизни планет". Лидер группы Олег Нестеров предварил музыку рассказом о короткой эпохе Оттепели, времени расцвета советского кино: - Оно было успешным в стране и во всем мире. Награды в Каннах чередовались с призами на других фестивалях. А потом внезапно все прекратилось. Как будто упало два метеорита. Один в 1963-м, после встречи Хрущева с интеллигенцией, а другой - в 1968-м, после разгрома Пражской весны. Наше кино так и не стало таким, каким могло стать. Эволюция была насильственно прервана сверху. Если бы этого не случилось, у нас были бы иные любимые фильмы, иные поговорки, иные герои и надписи на футболках... Если бы Василий Шукшин снял "Степана Разина", мы бы по-другому представляли бы себе, кто же это такой - русский человек. Но - не случилось... Мы написали музыку к четырем неснятым фильмам. Рамонский концерт начали с музыки к "Семи парам нечистых", которых собирался снимать Владимир Мотыль. Также прозвучали композиции, вдохновленные сценариями Андрея Смирнова и Геннадия Шпаликова. Из шпаликовских замыслов Нестерова особо заинтересовали два: один - написанный в год, когда этот кинодраматург-поэт еще ощущал надежду на завтра, второй - когда ничего, кроме самоубийства, ему уже не осталось. Изучив материалы и отправившись в студию, группа свершила свои "семь озорных шагов за горизонт". "Мегаполис", коллектив, что называется, "добротный и респектабельный", исследуя советские 1960-е, оказался где-то рядом с Егором Летовым времен альбома "Сто лет одиночества". Играя музыку к неснятым в СССР фильмам, отдавая дань памяти тем, кто не воплотил свои замыслы, группа Олега Нестерова дает нам возможность вообразить несбывшееся: Советский Союз "с человеческим лицом", страну, в которой случилась своя молодежная революция, в которой не знавшие контролирующих худсоветов вокально-инструментальные ансамбли играли настоящий психоделический рок, а функционер какой-то партии не смел учить творцов, как писать стихи, о чем ставить фильмы и спектакли. Мир, в котором русские Годары и Антониони победили советских Пырьевых и Матвеевых. Что-то подобное, кстати, можно сказать и про музыку "Цей": не удивлюсь, если эта группа, также не являющаяся "ретро-проектом", вдохновлялась, среди прочего, дисками из серии "Подлинная история отечественной легкой музыки", на которых собраны полузабытые, порой причудливые попытки отечественных музыкантов второй половины XX века постичь "чуждые советскому человеку" фанк и диско: как если бы эта ветвь советской эстрады расцвела, а тексты для композиций были бы полны абсурдистской иронии - и писали бы их авторы вроде Пригова или Хвостенко. На больших фестивалях тот или иной концерт не обходится без происшествий. В Рамони, например, во время выступления певицы Shoo вырубилось электричество. Но участники группы не растерялись и некоторое время, подбадриваемые публикой, импровизировали на сцене без привлечения микрофонов и проводов, сделав акцент на перкуссии; в результате, похоже, только новых поклонников приобрели. Участники Guru Groove Foundation, говорят, прибыли в Рамонь позже, чем планировали, из-за того, что самолет задержался, еще и кто-то из музыкантов накануне заболел. Наверное, необходимость как-то выкручиваться, если что-то пошло не так, лишь добавила музыкантам энергии. И завершавший программу концерт Guru Groove Foundation продолжался часа полтора. Одно из самых ярких воспоминаний оставило у публики выступление гостей, которые были для большинства, что называется, "темными лошадками". "Директор Азовского моря" - группа из Краснодона, играющая рокабилли. Уже стемнело, когда со сцены "Jazz Club" звучали лихие песни на русском и украинском языках, по нашим временам прямо-таки демонстративно аполитичные - про любовь и машину "ЗИЛ". Оказалось, буги-вуги обожает танцевать и современная молодежь. Поздно ночью возвращался домой в переполненной маршрутке. Из дальнего угла доносился голос женщины, разговаривавшей по телефону. - Только что с фестиваля! - рассказывала она кому-то. - Убедилась, насколько разнообразна музыка и мир вокруг нас! А теперь вот домой еду.. - незнакомка грустно вздохнула.
Студия Игоря Файнбойма. Фото Виталия Черникова
"Мегаполис". Фото Виталия Черникова
Источник: газета "Коммуна", N76 (26465) | Вторник, 7 июля 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|