Государственную аттестационную комиссию на этот раз возглавлял Народный артист РФ, сам педагог с многолетним стажем, художественный руководитель Московского театра «Сатирикон» Константин Райкин. В его труппе в разное время работало шесть наших выпускников, пятеро из которых – ученики Ирины Сисикиной. Самый же известный из них - Федор Добронравов.
Людмила Романова,
театровед
Было показано пять спектаклей. Как принято в нашем вузе, были представлены русская классика - "Лес" А.Н.Островского, пьеса советского периода - "Дикие" А.Володина, зарубежная классика - "Орфей спускается в ад" Т.Уильямса, "новая драма" - "Зима" Е.Гришковца и инсценировка повести Б.Васильева "Завтра была война" - к 70летию Великой Победы. Хорошие, проверенные временем пьесы.
Сцена из спектакля "Дикие". Фото представлено ВГАИ
В "Диких" занят весь курс, девятнадцать человек. Впечатление такое, что пьеса просто вчера написана. История о том, как любое событие может послужить толчком к стремительному развитию воинственных настроений, разыграна точно и убедительно. Персонажи, подобранные по типажному принципу, выразительны и эмоциональны. Глава рода (М.Баграмян) - мудр и осторожен, Человек боя (А.Бучнев) - воинственен и напорист, Ушастый (М.Лаврентьев) правдив и наивен, Черепашка (А.Шитикова) - преданна и нежна. Ну, и так далее. Ясно обозначенный конфликт разрастается, поддерживаемый самыми воинственными представителями рода. И они готовы уже все смести на своем пути.
В "Зиме" Е.Гришковца всего три действующих лица: два солдата (А.Савин и М.Баграмян), посланных на спецзадание, и Снегурочка (Е.Апостол), которой по ходу действия приходится перевоплощаться в персонажей, предстающих замерзающим солдатам в воспоминаниях. Легкость и непритязательность диалогов здесь обманчива - заканчивается-то все смертью. И Снегурочка здесь с белыми крыльями за спиной, то есть Ангел. На мой взгляд, исполнители не совсем понимают трагизм происходящего, увлекаясь бытовыми подробностями воспоминаний.
Кроме того, спектакль провисает по темпоритму и оттого кажется длинным, хотя идет всего 1 час 5 минут.
Американский классик Теннеси Уильямс привлекает глубоким психологизмом образов, нежной поэтичностью и суровым трагизмом описываемой жизни. Почти с каждым выпуском Ирина Сисикина ставит одну из пьес Уильямса. "Орфей спускается в ад" - трагедия, где герои платят высокую цену за свою любовь и отличие от остальных жителей маленького южного городка. И в спектакле контрастно выявлена эта противоположность. Лэди (М.Петрова) и Вэла (Н.Левин) ее мужу-убийце (Д.Соломатин), шерифу (А.Бучнев), женщинамсплетницам, всегда в черном (А.Шитикова, К.Тарасова, В.Черникова, Е.Апостол).
Есть фигуры посложнее: сердобольная Ви Толбот (Е.Бердникова) и дерзкая своим языком и поведением Кэрол Катрир (А.Макарова). Конечно, это, скорее, эскизы образов - далеко не у всех актеров получаются уильямсовские персонажи, а тут студенты. Но намеченное правильно. И прикосновение к великой драматургии уместно, а на чем же еще воспитывать? А.Н.Островский популярен сегодня как никогда: уж больно реалии того, казалось бы, ушедшего мира, соприкасаются с нашей сегодняшней жизнью.
Поэтому стремление придать старому тексту черты современности вполне понятны. Вот и в спектакле Ирины Сисикиной современная бизнес-вумен Гурмыжская (А.Шитикова) с деловой секретаршей Улитой (Е.Бердникова) работают с ноутбуком, продают лес, соблазняют мужчин. Немножко странновато, почему актеры Счастливцев и Несчастливцев путешествуют пешком по рельсам (могли бы автостопом). Почему дряхлый Карп Савельич (А.Савин) превратился в украинского хлопчика в одежде защитного цвета? Таких несуразностей много, но они вызывают не досаду, а смех. Главное-то ведь сохранено: доброта и благородство трагика Несчастливцева спасли жизнь и счастье молоденькой воспитанницы Гурмыжской Аксюши (А.Тополага).
Не звучит вкусная сочная речь А.Н.Островского? Но она не звучит и в признанном эталонным современном прочтении великого драматурга - спектакле "Волки и овцы" П.Фоменко. Время, наверное, берет свое. Шекспира ведь тоже сейчас не играют на древнеанглийском.
Заключительный спектакль - "Завтра была война" - оказался ребятам очень близок: то ли по материалу, то ли по "воронежскости" (как известно, автор повести Борис Васильев в предвоенные годы жил в нашем городе), то ли характерами мальчишек и девчонок. Особенно впечатлили девушки: Искра Полякова (А.Тополага), Зина Коваленко (В.Черникова) и Вика Люберецкая (М.Петрова). Парни здесь в основном фон, хотя все тоже достоверны. На мой взгляд, все второе действие очень уж "слезовыжимательное", но это в духе повести, а Константин Райкин вытирал слезы - сама видела.
В "тронной" речи председателя госкомиссии прозвучало много конструктивных предложений: о пластическом воспитании (а это сейчас альфа и омега современного театра), об умении выстраивать образ, о речевых погрешностях, о конкурентоспособности (рынок Москвы перенасыщен актерами). Но обо всем этом Константин Райкин говорил с болью, с позиции профессионального педагога, как равный с равными. Кафедре мастерства актера есть над чем подумать.
Кстати, худрук "Сатирикона" предложил обмен студенческими спектаклями своей студии с нашей академией. Вот было бы здорово!
Источник: газета "Коммуна", N 72 (26461) | Вторник, 30 июня 2015 года