29.05.15
Уроки карьеры
Аналитика на каждый день
Статистика говорит: к началу выпускных экзаменов с выбором профессии определяются только 22 процента одиннадцатиклассников, 47 процентов – колеблются, четверть выпускников и вовсе неустойчивы в своем выборе. Каждый третий не знает, что представляют собой те или иные профессии, какие из них пользуются наибольшим спросом. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.
Тамара Гашимова
Семья поддержит и настроит
Для начала решила отправиться в воронежскую среднюю школу N28 с углубленным изучением отдельных предметов. Захожу в 11 «В» класс. Через несколько минут общения выясняется, что все ученики точно знают, в какой вуз будут поступать и на какие специальности. На протяжении нескольких лет ребята углубленно изучали предметы физико-математического профиля. По словам их учителя Елены Столяровой, этот набор дает им возможность поступить как минимум на 15 специальностей только в воронежских вузах.
Ирина Швецова еще в восьмом классе решила стать программистом, как и ее родители. Александр Стукалов увлекается хоккеем, но вместо физкультурного поступать будет в строительный университет. Решил пойти по стопам отца-строителя и деда, почетного строителя России. Даша Кузнецова собирается подавать документы в технические вузы Воронежа и Москвы. Вадим Щукин выбрал спортивный менеджмент и через пять лет надеется управлять спортивными структурами в Воронеже или столице.
Претендентка на золотую медаль Мария Васина пребывает в раздумьях: стать программистом или уехать в Сочи и заняться дрессировкой дельфинов?
- Это моя мечта, но чтобы она осуществилась, надо постажироваться, поработать помощником, пройти специальные курсы, уметь нырять с аквалангом. Хорошо было бы потом открыть собственный дельфинарий. Но сейчас я буду сдавать экзамены по информатике и обществознанию.
В Воронежской области немало средних учебных заведений, где, наряду с освоением школьной программы,
ребята получают и профессии тракториста, повара, швеи, оператора ЭВМ. Фото Михаила Вязового
Профилизация в 28-й школе началась еще в 60-е годы прошлого столетия. Именно тогда здесь приняли решение о сотрудничестве с Воронежским медицинским институтом. В 80-е открыли юридический, а следом — математический классы.
- Углубленное изучение химии, биологии, физики, математики, информатики, истории, обществознания дает шанс поступить туда, куда есть желание, - говорит директор школы Заслуженный учитель России Михаил Хуторецкий. - И здесь существенна роль учителя. Можно открыть любые профили, но если нет настоящих профессионалов, то и результата не будет. У нас все держится на Наталье Морозовой, Елене Столяровой и Ирине Козберг. Предпрофильные классы для этого и созданы, чтобы ребенок мог определиться со своим выбором. Не нравится химия - попробуй себя в математике. У нас с учениками работают действующие юристы, деканы математического факультета и факультета международных отношений ВГУ, профессора и преподаватели медицинского университета не только в школе, но и в стенах вузов. Дети получают знания от тех, кто добился успехов в выбранной ими профессии. Ходят на предприятия, в больницы, присутствуют на операциях. Сейчас у школьников гораздо больше возможностей узнать что-то об интересующей их профессии. Мы же ориентировались на родителей. Я пошел по стопам отца, окончил два курса политехнического института, побывал на заводской практике и только тогда понял, что это не мое. Конечно, и сейчас большую роль играет семья. Ее устои, традиции. В благополучной в моральном плане семье родители никогда не станут навязывать ребенку свой выбор, а поддержат решение сына или дочери. Но даже если ребенок в 10-11-м классе резко меняет курс, пугаться не стоит. Сомнения при выборе профессии нормальны: если колеблется, значит думает.
Каждому - по интересам
"Хорошо городским школьникам, - скажет придирчивый читатель. - Они могут посещать дни открытых дверей интересующих их учебных заведений и знакомиться с понравившимися профессиями. А как определиться сельскому школьнику?"
- На помощь нашим ребятам приходит профильное обучение, - уверена директор Митрофановской средней школы Кантемировского района Воронежской области Ольга Косолапенкова.- Ученик, исходя из интересов и способностей, вместе с родителями и психологом школы выбирает близкое ему направление и пробует себя в различных сферах. Поэтому на выходе из учебного заведения мы получаем мотивированных выпускников, готовых к получению профессионального образования. У нас налажены давние связи с Воронежским университетом инженерных технологий, аграрным и педагогическим университетами.
Начинается же все с психолого-педагогической службы. Она проводит анкетирование и диагностику потребностей и запросов ребят. Так сложилось, что митрофановским школьникам ближе предметы социально-экономического, физико-химического и агротехнологического профилей. Благо с высококвалифицированными педагогами, среди которых есть победители Всероссийского конкурса, здесь проблем нет. Так же, как и с учебным оборудованием. Предварительное изучение физики, химии, биологии начинается уже в пятом классе.
В среднем и старшем звене для освоения профильных предметов увеличивают часы, делят классы на подгруппы, проводят элективы, факультативы, индивидуально-групповые занятия. Сотрудничество с Научно-исследовательским институтом сельского хозяйства имени В.В.Докучаева позволило создать научное общество учащихся "Родничок". Интерес к исследованию окружающей естественной и социальной среды привел к победам на всероссийских и областных конкурсах, слетах, научно-практических конференциях, успешной сдаче ЕГЭ и поступлению в учебные заведения Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Белгорода. В прошлом году студентами вузов стали 84 процента выпускников.
На ярмарку - всем классом
А теперь обратимся к тем, кто по долгу службы должен заниматься профориентацией школьников. В свое время в областном Департаменте образования, науки и молодежной политики был утвержден "Комплекс мер по проведению профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений общего образования Воронежской области на 2012-2015 годы". А вслед за ним в школах разработали свои планы профориентационных мероприятий.
- Помимо организационно-методического обеспечения, мониторинга эффективности проводимых мероприятий план работы включает в себя психолого-педагогическое сопровождение, информирование обучающихся и членов их семей по вопросам профориентации через средства массовой информации и сеть Интернет, - говорит первый заместитель руководителя департамента Галина Иванова. - И школы, и муниципальные органы управления образованием активно сотрудничают с центрами занятости населения по вопросам выбора профессии и повышения социальной адаптации своих выпускников. Школьники участвуют в днях открытых дверей в профессиональных учебных заведениях, встречаются с работодателями, с представителями профессий, востребованных на рынке труда, бывшими выпускниками - студентами вузов.
А еще в школы приходят психологи и специалисты по профориентации. Они-то и рассказывают старшеклассникам о возможностях профобучения и трудоустройства, о тенденциях на рынке труда, проверяют психологическую готовность к деятельности в условиях рыночных отношений. А при необходимости - корректируют представления подростков о профессиональных перспективах и социальных установках.
- Вся работа по профориентации выпускников школ осуществляется в рамках утвержденной постановлением областного правительства в декабре 2013 года Государственной программы Воронежской области "Содействие занятости населения", - продолжает разговор начальник отдела организации содействия занятости населения Департамента труда и занятости населения Воронежской области Нина Крымова. - Ежегодно профориентационные услуги получают свыше семи тысяч человек от 14 до 17 лет. Совместно с областным департаментом образования, науки и молодежной политики разработан план, направленный на смягчение дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, в том числе по профориентации школьников.
Оказывается, помочь с самоопределением и последующим трудоустройством всем, кому еще не исполнилось 29 лет, призваны специалисты областного Центра занятости населения "Молодежный". Его сотрудники посещают общешкольные родительские собрания, классные часы, рассказывают о ситуации на рынке труда, наиболее востребованных профессиях, требованиях, предъявляемых работодателями. Проходят "Уроки карьеры", ежегодные апрельские ярмарки вакансий и учебных мест "Куда пойти учиться?", где можно пройти тестирование и разобраться в своих предпочтениях.
А в Борисоглебске, например, постоянно проводится фестиваль профессий для старшеклассников с участием учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования. Во всех районах действует передвижная выставка "Рабочие кадры - будущее экономики страны". Организуются экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия Воронежа и Воронежской области для знакомства школьников с наиболее востребованными рабочими профессиями.
- А какие профессии будут востребованы на рынке труда через 5-10 лет? - поинтересовалась я.
- В полномочия нашего департамента не входит прогнозирование востребованности профессий на рынке труда на столь длительный срок, - заметила Нина Крымова. - Мы постоянно изучаем текущую ситуацию на рынке труда в Воронежской области, спроса и предложения рабочей силы. А департамент образования, науки и молодежной политики анализирует потребность экономики Воронежской области в кадрах, в том числе на основании нашей информации.
На основе государственно-частного партнерства разработана комплексная Программа на 2013-2018 годы "Обеспечение трудовыми ресурсами роста экономики Воронежской области". На первом, подготовительном, этапе холдинговой компанией "Анкор" проведены социологические исследования по выявлению перспективной потребности предприятий региона в кадрах. Программа предусматривает обеспечение квалифицированными кадрами создаваемых и модернизируемых высокопроизводительных рабочих мест.
Банкиры, врачи и строители
И напоследок снова предоставим слово статистике. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), наиболее востребованными как в стране в целом, так и в регионе, современные выпускники считают профессии банковской и инвестиционной сферы - 40 и 36 процентов соответственно. На втором месте - медицина, на третьем - строительство и архитектура.
Важнейшим критерием оценки профобразования для 62-73 процентов всех участников исследования является его восстребованность на рынке труда. На втором месте для 63 процентов учеников и 67 процентов студентов вузов - социальная значимость, для 63 процентов учащихся СПО - престижность, для 60 процентов родителей - доходность.
Согласно данным, предоставленным "Коммуне" Департаментом труда и занятости Воронежской области, к началу выпускных экзаменов с профессией определились только 22 процента выпускников, 47 процентов колеблются, четверть и вовсе мечется от одной профессии к другой. Более половины полагает, что выбрали профессию самостоятельно. Только каждый четвертый - пятый отмечает влияние родителей, а каждый десятый - друзей и знакомых. Но социологи уверены: на "самостоятельный" выбор в большей степени повлияли семейные и общественные установки. Каждый второй старшеклассник, трезво оценивающий потребности рынка труда в квалифицированной рабочей силе, совершенно справедливо видит зависимость между получением образования и перспективой обеспечения достойной жизни.
Каждый третий не знает, что представляют собой те или иные профессии, какие из них пользуются спросом, как выбирать профессию, какие способности и личные качества будут полезны в профессиональной и трудовой деятельности. Лишь каждый двадцатый хорошо осведомлен о том, обладателю какой профессии легче найти работу.
Отвечая на вопрос о выборе варианта профессионального обучения, 77 процентов указывает высшие учебные заведения. Здесь доминирует выбранная специальность и престижность учебного заведения. В техникумы и колледжи намерен поступать каждый десятый. Получать профессиональные знания в училищах или на специализированных курсах готовы менее пяти процентов. Почти каждый десятый по тем или иным причинам еще не определился.
Сотрудники аналитического Центра "Левада" в 2014 году выяснили, что 20 процентов родителей хотели бы видеть своих детей и внуков юристами, экономистами и финансистами; программистами и специалистами в области высоких технологий - 15 процентов; врачами - 14, предпринимателями - 13; директорами банка, военными и офицерами - 11; инженерами и спортсменами - 8. Пяти процентам нравятся профессии артиста, журналиста, художника, писателя, политика, министра, ученого, преподавателя вуза. А вот за рабочего и учителя высказались лишь три процента опрошенных. От двух процентов и ниже готовы посоветовать своим отпрыскам работу социолога, маркетолога, рекламщика, фермера и священника. Интересно, что каждый шестой родитель в детстве хотел быть врачом или медсестрой, а каждый восьмой - учителем.
…Вроде бы, немало делается по профориентации молодежи, вступающей в жизнь, но эффект-то, надо честно сказать, не ахти какой, если по-прежнему в престиже остаются экономисты и юристы. Значит, что-то мы недорабатываем. И не дорабатываем серьезно.
Источник: газета "Коммуна", NN58-59 (26447-26448) | Пятница, 29 мая 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015