В день открытия Пятого Платоновского фестиваля в художественной галерее на Кирова, 8, состоялось открытие выставки «В пространстве без границ» из собрания Московского театрального музея им.А.Бахрушина. На ней представлены эскизы, макеты, костюмы спектаклей, созданных в бывших союзных республиках на протяжении с 1918 до 1989 года, то есть почти за все время существования Советской власти.
Людмила Романова,
театровед
Понятно, что это небольшая часть огромного наследия бахрушинского музея. Но и она впечатляет. Всего два небольших эскиза к спектаклю "Тетнульд" Ш.Дадиани (1932г.) в постановке репрессированного впоследствии Леся Курбаса – создателя легендарного украинского театра "Березиль" - воскрешает в памяти недолгую его историю. Красочный эскиз М.Сарьяна к опере А.Спендиарова "Алмаст" в Армянском государственном театре оперы и балета (Ереван, 1941г.) так напоминает его красочные полотна! Они-то хорошо известны, а вот его театральных работ совсем немного - неизвестная страница творчества выдающегося художника.
Витрина с куклами к спектаклю "Принцесса на горошине" по Андерсену работы первых советских кукольников И.Ефимова и Н.Симонович-Ефимовой - аж 1918 год! Кстати, сохранность прекрасная. А рядом на стене - эскизы кукол А.Саргсяна к спектаклю "Капля меда" О.Туманян Армянского государственного театра кукол (Ереван, 1985). Эскиз "Жених и невеста" напоминает картину Р.Магритта "Шахразада".
Сразу узнаваемы афиши режиссера и художника Н.Акимова к спектаклям Ленинградского театра комедии, которым он руководил до самой смерти. Легкость, ироничность, изящество - почерк этого замечательного художника.
Внимательный глаз отмечает изменения стилей сценографии от 40-50-х гг. (несколько тяжеловесный реализм) через условность и символичность 60-70-х гг. к фантазийности 80-х. Когда смотришь на эскизы М.Генке к "Коньку-Горбунку" П.Ершова (ЦДТ, 1952), так и представляешь себе молодого Олега Ефремова в прославленной роли Иванушки-дурачка. А сколько пушкинской поэзии в эскизе "Беседка" к спектаклю "Дубровский" Б.Кноблока (ЦДТ, 1949).
Много радостной сказочности, яркости в эскизах Т.Бруни "Золотой ключик" (Ленинградский театр кукол-марионеток, 1963) и С.Бархина "Три мушкетера" (Свердловский театр юного зрителя, 1973). Можно увидеть и одну из первых работ Э.Кочергина к "Гамлету", поставленному Камой Гинкасом еще в Красноярском ТЮЗе в начале 60-х.
В.Рындин и Ф.Федоровский представлены масштабными эскизами к постановкам Большого театра "Война и мир" С.Прокофьева (1959) и "Хованщина" М.Мусоргского, а также макетом к опере И.Дзержинского "Тихий Дон", скрупулезно воспроизводящим дом и баз казачьей станицы.
Легкий, изящный макет М.Китаева к "Городу на заре" А.Арбузова, весь устремленный в светлое будущее (Молодежный театр, Рига, 1970).
На выставке есть лишь несколько эскизов к спектаклю по произведению А.Платонова - "Джан" художника Б.Амансахатова (Государственный молодежный экспериментальный театр-студия, Ашхабад, 1982), но дух писателя ощущается.
О великом спектакле Р.Стуруа "Кавказский меловой круг" по Б.Брехту (1975) напоминает эскиз художника Г.Алекси-Месхишвили.
О многих замечательных именах напомнила эта выставка. Ну и, конечно, невыразимая ностальгия по нашему общему театральному прошлому охватывает тех, для кого еще дороги те времена, когда в Латвии ставили спектакль о грузинском художнике ("Пиросмани, Пиросмани…" В.Коростылева в Рижском государственном театре драмы им.А.Упита), а А.Петрицкий оформлял спектакль "Навеки вместе" по пьесе Л.Дмитренко в Киевском театре им.Леси Украинки.
Где это все теперь?..