09.06.15
С бандонеоном - по направлению к России
Ришар Гальяно – аккордеонист, признанный одним из лучших в мире. Он - часть французской культуры, в которой сам видит некий абсолют, незыблемость традиций и неисчерпаемость вдохновенья
Анна Шалагина,
кандидат искусствоведения, музыковед
- Какие-то музыканты погружаются целиком в чужую культуру, подражают ей, уходят с головой, например, в американский джаз, - говорил музыкант на встрече с журналистами. - Но отрываться от своей культуры никак нельзя - это мое глубокое убеждение. Джаз не будут импровизировать одинаково в Нью-Йорке и в Париже. Все мы - исполнители, композиторы - находимся под влиянием своей культуры.
Ришар Гальянов арт-центре «Коммуна». Фото Виталия Черникова
Свой опыт Ришар Гальяно обретал в работе со многими известными музыкантами, и джазовыми - это Чет Бейкер, Стив Поттс, Жан-Чарльз Капон, Рон Картер Джимми Гурли, и мастерами французского шансона - участвовал в записях дисков, музыки к кинофильмам, много импровизировал, выступал как дирижер, аранжировщик и композитор. Из этих влияний и выросло новое направление, создателем которого считают Ришара Гальяно - "новый мьюзет", некий синтез классики, джаза и французского шансона.
И в блестящих результатах совместимости столь разных по стилю и духу искусств можно было убедиться на концерте, проходившем в театре оперы и балета, в котором Ришар Гальяно выступал вместе с Воронежским молодежным симфоническим оркестром под управлением дирижера Юрия Андросова.
Программа была ориентирована на старинную музыку и современность. Первое отделение предлагало аранжировки произведений Баха, Вивальди, к которым присоединились "Весна" и "Осень" Астора Пьяццолы из его цикла "Времена года в БуэносАйресе", а во втором звучала музыка самого Гальяно - Habenarando и Opale Concerto. Виртуоз-исполнитель, Гальяно абсолютно покорил публику и как исполнитель, и как композитор. В его композициях слышны и ритмы танго, и бразильские мелодии, и французский шансон, и отголоски классических баллад.
Для большинства слушателей это было еще и новое знакомство с редко звучащим инструментом - бандонеоном, в России известным по его родственнику - баяну. Необычное, пронзительное звучание инструмента впечатляло не меньше, чем внезапные "коленца" исполнителя, который действительно помогал себе коленом, резко выбрасывая его вперед, чтобы поддержать инструмент, и добивался новых звуковых эффектов.
- Это очень интересный инструмент, - рассказывал Ришар Гальяно, - как и на скрипке, на нем возможно вибрато, только не на струнах, а за счет металлических язычков.
Потому и "подмена" скрипки на бандонеон в баховском ля-минорном Концерте для скрипки с оркестром, аранжированном Гальяно, оказалась столь органичной и естественной. И Бах прекрасно соединился с бандонеоном, который как будто вернулся к своей первоначальной сути - несколько веков назад он был предназначен для исполнения духовной музыки. Уже только в девятнадцатом веке он сначала проник в мир танго, а потом и прочно закрепил свой новый светский статус.
О небезгрешной судьбе инструмента великий Астор Пьяццолла говорил так: "Бандонеон был изобретен в Германии, чтобы аккомпанировать церковной службе, но очень быстро нашел себе место в публичных домах Буэнос-Айреса". Эта обычная разновидность гармоники доказала свои необычные возможности, что понял и максимально вживил в свою музыку Пьяццолла, а вслед за ним - и его ученик Ришар Гальяно. Распахнуть двери в мир классики, синтезировать разные жанры - эти задачи блистательный французский виртуоз ставил перед собой еще в начале пути, и, как сам он говорит, многого добился уже в юности. Сегодня ему, активно концертирующему музыканту, приходится совершать по сто перелетов за год, и, по его признанию, он хотел бы осесть у себя, в Ницце, и полностью отдаться сочинению музыки.
Искусство аккордеона очень близко к народной традиции, и музыканты часто выступают на улицах. Музыканта волнует судьба французского шансона, который сегодня, по мнению Гальяно, переживает упадок. Тревожит засилье американских влияний. В конце 80-х Шарль Азнавур просил Ришара Гальяно сделать аранжировку его композиции "Жить с тобой" в духе танго, и "это одна из моих аранжировок, которыми я особенно горжусь", - сказал Гальяно.
Тут же звучат знакомые имена - Джо Дассен, Барбара. У русского слушателя они вызывают ностальгию: история тесно соединила две наши культуры.
- В чем я черпаю вдохновенье? По-разному. Мне, например, приятно слышать звуки русского языка - и это дает настоящее вдохновенье, - говорит Гальяно. И заканчивает беседу вполне по-французски, с легкой улыбкой. - Теперь я понимаю Жерара Депардье, понимаю, почему он так полюбил Россию.
Источник: газета "Коммуна", NN 63-64 (26452-26453) | Вторник, 9 июня 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015