16.06.15
Платоновский фестиваль искусств. Успешны вдвойне
С музыкантами из Венгрии Кристофом Барати и Ласло Фенио воронежская публика встречается впервые. Ареол их славы давно вышел за пределы родины, и сегодня им принадлежат мировое признание и известность, они выступают с лучшими оркестрами и дирижерами. В нашем городе они вышли на сцену вместе Воронежским академическим симфоническим оркестром под управлением двух дирижеров – Владимира и Игоря Вербицких.
Анна Шалагина,
кандидат искусствоведения
Им нет еще сорока. Они энергичны, полны жизни, мужественны и современны. Их дуэт - как единый организм: за девять лет активной концертной жизни он обрел и гармонию, и отточенную форму.
Оба они известны и успешны. Но у каждого из них - свое лицо и свое портфолио.
Кристоф Барати
О Кристофе Барати особенно заговорили после 1997-го. Тогда он оказался самым молодым скрипачом, вышедшим в финал одного из престижнейших конкурсов королевы Елизаветы в Брюсселе, где завоевал третью премию и приз зрительских симпатий. К тому времени он уже успел выиграть Конкурс имени Родольфа Липицера и получить вторую премию Конкурса Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже.
Барати вполне можно отнести к отряду вундеркиндов: в восемь лет он уже играл с оркестром в Венесуэле, где проходило его детство, а в одиннадцать выступал с сольной программой на престижном «Фестивале радио Франции». В 2010-м Кристоф Барати покорил Москву, став лауреатом Международного конкурса скрипачей им. Н.Паганини. Не так давно он дал концерт в Большом зале Московской консерватории с развернутой сольной программой - сыграл все сонаты и партиты Баха. Тем самым продемонстрировал огромную выносливость и владение заданными рамками одного стиля. Резонанс с этого концерта донесся и до Воронежа - были слушатели, которые поспешили на его выступление к нам из столицы.
Ласло Фенио
Что касается виолончелиста Ласло Фенио, то он вполне мог бы потягаться со своим другом в количестве наград. Блестящий музыкант, окончивший ту же Академию музыки им. Листа, что и Кристоф Барати, впервые он заявил о себе в родной стране еще в 1987 году, выиграв первую премию на Венгерском национальном конкурсе виолончелистов. А в 2004 году завоевал Первую премию на Международном конкурсе Пабло Казальса в Кронберге.
Мстислав Ростропович, который входил тогда в жюри, высоко оценил его искусство. Не так давно, как он сам сказал, "случайно" - все началось с просьбы подготовить одного молодого итальянца к конкурсу, и тот получил желанную победу - Ласло Фенио начал заниматься и педагогикой. Сейчас он преподает в Высшей школе музыки и изобразительных искусств в Германии.
Кристоф и Ласло - абсолютно разные сценические типы. У каждого - своя, невероятно яркая харизма.
От Кристофа веяло твердой уверенностью, открытой радостью от общения с партнером и публикой - он демонстрировал то, что называют "мужской игрой". Играл без сантиментов и экзальтации, потому в его исполнении так органично прозвучал ре-мажорный скрипичный концерт Игоря Стравинского. Он не конкурировал с оркестром - ведь идея состязательности с композитором была переадресована самому оркестру, в котором солист - его органичная часть. И собственно "солистом" его делало само мастерство исполнителя - а его-то было в избытке. Казалось, Барати извлек из скрипки все, что возможно - а бесценная скрипка Lady Harmsworth великого Антонио Страдивари давала возможности безграничные.
Задача же соблюсти правила игры, предложенные Стравинским, - прочертить остинато, выдержать острые, угловатые ритмы, сцепить мелкий мозаичный материал в единое целое - полностью лежала на оркестре, которым управлял Владимир Вербицкий. В этой музыке, которую относят к неоклассицизму, находили свое преображение разные стилевые модели, и старинная скрипка благодаря таланту виртуоза-исполнителя легко переносилась из барокко в ХХ век.
Ласло Фенио - откровенный романтик, артистичный, он играл на предельно высокой эмоциональной ноте. Здесь тоже произошло попадание в стиль - в Концертной пьесе для виолончели с оркестром мало известного российской публике венгерского композитора Эрне Донаньи было много простора для мелодических красот: не случайно его фортепианные сочинения исполнял когда-то сам Рахманинов. Оркестр, ведомый Игорем Вербицким, тоже поддался обаянию поющей музыки и с хорошей нюансировкой и вниманием к деталям донес эту светлую энергетику до зала.
Во втором отделении за пульт вновь встал Владимир Вербицкий. Прозвучал знаменитый Двойной концерт Брамса для скрипки и виолончели. И вот тут, оказавшись "в романтизме", Кристоф Барати предстал как музыкант многосторонний, универсальный, открытый разным стилям, а его дуэт с Ласло Фенио настолько поражал своим единством, что публика только успевала следить за передачей токов от одного к другому. Невероятной легкости и свободы их "синхрон" достиг в сыгранной на бис Пассакалье соль-минор Генделя-Хальворсена.
Темповые вольности в интерпретации позволили музыке ликовать и плакать, быть не сдержанной, а страстной. В игре венгров чувствовались влияния, далекие от строгого Генделя.
Музыкантов, явно, волнует судьба классики. На пресс-конференции перед концертом они много говорили о том, что молодые ищут новые пути, чтобы продвигать классическую музыку в современном информационном пространстве. Модно устраивать, например, флешмобы, когда собирается толпа, где-нибудь в парке или торговом центре - и тут начинает исполняться, например, классическая музыка. Но это скорее забавно, чем успешно, считают музыканты. Они уверены: чтобы классика выжила и процветала, необходимо давать молодым серьезное музыкальное образование.
"Такое, как в России", - заявили они оба.
Источник: газета "Воронежская неделя", N 24 (2218) 17-23 июня 2015 г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015