 |
17.06.15
"Дело не в кинопрокате, а в распаде связей"
Дневник Международного Платоновского фестиваля
Сценарист и поэт Юрий Арабов рассказал воронежцам о своей новой книге и о современном состоянии российского кинематографа
Виталий Черников
Поводом для встречи в арт-центре «Коммуна» с постоянным соавтором режиссера Александра Сокурова, заведующим кафедрой кинодраматургии во ВГИКе стал недавно вышедший роман "Столкновение с бабочкой". - Замыслу я обязан Володе Хотиненко, - рассказал Юрий Арабов. – Он как-то подошел ко мне во ВГИКе и предложил написать сценарий о Николае Втором. А я-то - республиканец! Подумал: как я буду писать о человеке, который представляется мне одним из губителей России? Хотя, конечно, страстотерпец, финал семьи Романовых чудовищный… До этого Глеб Панфилов сделал очень приличную картину "Романовы. Венценосная семья". Зачем повторять за Панфиловым? А что если сделать картину о том, чего никогда не было в России? Так родился замысел в жанре "альтернативной истории": "Николай Второй сепаратно закончил Первую мировую войну, взял в правительство Ленина и Троцкого, и у них все получилось. Левые радикалы обжились в правительстве, стали брать взятки...". Однако когда Арабов поделился идеей с теми, кто мог дать денег на этот кинопроект, те явно испугались. - Думаю: все, амба! Если такой невинный замысел вызывает остолбенение, конечно, нужно делать это не в кино, а в литературе. Недавно за эту книгу он был отмечен Международной премией имени Гоголя. - Поехал в Питер, и мне вручили бронзового Гоголя, которого я не могу унести, - смеется Арабов. - Десять килограмм! Интересно название номинации: "Вий". Вчера, кстати, награду мне все-таки привезли... Этим призом только детей пугать. Мне очень нравится!
Юрий Арабов. Фото Михаила Вязового
От Гоголя весьма логичен переход к рассказу о личном мистическом опыте: человеку, написавшему (для Александра Сокурова) своего "Фауста", конечно, нашлось что рассказать. Арабов признался, что у него есть собственный домовой, получивший прозвище "Гасик", поскольку любит вырубать электричество. Впрочем, был и куда более серьезный ракурс в его монологе. - Не представляю русской культуры нехристоцентричной, без мистических мотивов... Я чувствую с этим кровное родство, - признался Арабов. Ситуация же в современном российском кино - повод для грусти: - Если оно исчезнет, никто и не заметит. То, что мы делаем, называем "фильмы на коленках"... Когда что-то получается, это значит - просто повезло. Практически каждая из картин не только не приносит дохода, но даже в ноль не выходит по потраченным деньгам! Пытались ввести в прокате квоту, чтобы хотя бы треть картин, прокатываемых в залах, были российскими. Прокатчики сказали, что они скорее повесятся. Или закроют кинотеатры. Я не говорю, что наше кино такое уж выдающееся, но все-таки оно что-то выражает, и до недавнего времени на международные фестивали эти фильмы охотно брали. Проблема глубже, чем непрокатывание нерентабельных картин... Точнее, непрокатывание любую картину делает нерентабельной. Культура - это артикуляция связей, а у нас со связями что-то не то... Как для самого себя снимать картины, писать книги? Конечно, завидую "шестидесятникам". Их боялись, сказанное ими обсуждали на самом верху. От почесывания Солженицына дрожало Политбюро! Тогда еще наблюдалась инерция в отношении к творцам, память о России Золотого и Серебряного веков. А сейчас... Собака лает - ветер носит... Прошумит какой-нибудь поэт, умирает - никто о нем не вспомнит! На прощание Юрий Арабов прочел одно из новейших своих стихотворений.
Источник: газета "Коммуна", N67 (26456) | Четверг, 18 июня 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|