17.06.15
Все скрипки из Кремоны
Дневник Международного Платоновского фестиваля
Тот, очередной, музыкальный вечер V Платоновского фестиваля мне бы не хотелось называть очередным. В концертном зале Воронежской филармонии выступал квартет из Италии «Quartetto di Cremona». Музыканты квартета - Кристиано Гуальчо, Паоло Андриоли, Симоне Грамальа и Джованни Скаджилионе, все – выходцы из Академии Вальтера Шауффера, играют вместе уже пятнадцать лет и за это время освоили огромный репертуар, исколесили с концертами Европу, Азию, Америку, и вот впервые приехали в Россию.
Анна Шалагина,
музыковед
Италия богата символами. И так же, как все дороги ведут в Рим, все лучшие музыкальные инструменты мира выходят из Кремоны - в этом маленьком провинциальном городке Ломбардии их делают испокон века. Славу итальянской провинции составили Антонио Страдивари, его учитель Николо Амати, тут работали Андреа и Джузеппе Гварнери.
И секреты их мастерства хранятся здесь по сей день, по-прежнему в Кремоне готовят скрипичных дел мастеров. В городе с населением в восемьдесят тысяч человек над созданием скрипок трудятся где-то человек пятьсот. Поэтому, когда публике сообщили, что инструменты, на которых играют музыканты квартета, - это шедевры, пришедшие из глубин веков, - интерес к выступлению итальянцев сразу же непомерно возрос.
Квартет из Италии. Фото Михаила Квасова
Колорит старины и подлинности искусства сделал свою "погоду" и, соединившись с талантом исполнителей, принес ожидаемый успех.
- Моя скрипка - самая древняя из всех инструментов нашего квартета, это скрипка Амати 1640 года, - рассказывал на пресс-конференции Кристиано, первая скрипка. - История ее очень необычна: она досталась в наследство моей жене-японке. И, улыбаясь, добавил. - Теперь я должен очень бережно обращаться со своей женой.
Программу вечера составила в основном музыка ХХ века. Подбор произведений можно назвать предельно концепционным: музыканты сделали акцент на двух культурах - Италии и России. Итальянская музыка была представлена на полюсах истории. Исполнялись произведения современных композиторов Мишеля Даль Онгаро, его двенадцатиминутный квартет N6, и Фабио Вакки, "Movimento di Quartetto": они открывали первое и второе отделения, - и классического бренда Италии - Джузеппе Верди, его квартет ми-минор завершал программу концерта. Россию символизировал Дмитрий Шостакович, оказавшийся в концентре всего вечера. Русско-итальянскую программу еще несколько разбавил Антон Веберн в первом отделении. Представитель нововенской школы, он не сразу оповестил мир о додекафонной технике: ранние его сочинения, в том числе и исполнявшаяся в концерте "школьная". Медленная часть для струнного квартета (написана в 1905 году, в период обучения у Шенберга) звучит вполне романтично. Это глубокая, чистая лирика, которая удачно оттенила в программе тревожные звуки современного мира в сочинениях Мишеля Даль Онгаро и Дмитрия Шостаковича.
Шостакович в каком-то смысле определил и рождение самого "Quartetto di Cremona".
- Я как-то по-особому проникся музыкой Дмитрия Шостаковича, тогда - его Третьим квартетом, - продолжал Кристиано, - и мечтал исполнить его. Но для этого нужен был квартет. Тогда я пошел к своему другу Симоне с предложением создать квартет. К нам присоединились еще два музыканта, позже, правда, произошла их замена, и в таком составе мы играем и сейчас. До создания коллектива каждый из нас много концертировал как солист, но теперь мы выступаем только вместе.
Исполнение Восьмого до-минорного квартета Шостаковича на его родине для музыкантов, по их признанию, стало очень значимым событием. В этом трагичном сочинении композитора, посвященном "памяти жертв войны", для музыкантов особенно был важен автобиографический подтекст. Во время создания квартета - лето 1960 года - Шостаковича терзало предчувствие смерти. Сам он называл свое произведение "никому не нужное и идейно порочное" и в письме к своему другу Исааку Гликману писал так: "Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое". И в интерпретации "Quartetto Di Cremona" читалось это "личное". В звучании музыки, даже в наиболее драматичных местах, не было той рвущей пространство экспрессии, что можно услышать во многих исполнениях Восьмого квартета. Чувствовалась своя, установленная музыкантами мера в эмоциональной шкале, сдержанность в выражении чувств. Кроме того, такой акустический эффект создавали сами инструменты, выходцы из эпохи барокко. Вообще музыкантам Кремоны особенно удавались тихие звучности, все возможные градации пиано.
Квартет Верди в Воронеже исполнялся музыкантами впервые. Понятно, что с этой музыкой, полной мелодизма и ясной гармонии, они находились на одной итальянской волне и несли эту любовь и органику в зал.
Дополнением к концерту стала классика: на "бис" было исполнено Adagio из моцартовского квартета. И когда музыка смолкала, она как будто еще продолжала звучать: итальянцы умели заставить слушать тишину.
Источник: газета "Коммуна", N67 (26456) | Четверг, 18 июня 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015