28.04.15
Командир машины боевой
Земляки
13 июля 1943 года под Прохоровкой стояла солнечная сухая погода. Вокруг простиралась пустынная, поросшая высокой густой полынью, местность. Ни кустика, ни деревца. Только холмы да мелкие овраги являлись дополнением к небогатому степному ландшафту.
Николай Степанов,
ветеран Великой Отечественной войны
Виталий Мухин
Фото из архива Ивана Данилова
В неравной схватке
А посреди этого унылого пейзажа советский танк Т-34 под бортовым номером 13 проводил траление минного заграждения передовых позиций немцев. Советские командиры опасались заложенных фашистами фугасов, которые могли стать серьезным препятствием на пути наших войск.
Раз за разом проходили танкисты тяжелым тралом сухое поле, как вдруг на горизонте появились вражеские танки. Почти сразу же с обеих сторон заработала артиллерия, и земля вздыбилась от разрывов снарядов, а навстречу немецкой армаде двинулась советская бронетехника. И впереди всех – «тридцатьчетверка» под бортовым номером 13.
Быстро освободившись от трала, машина рванулась вперед и почти сразу же оказалась "лицом к лицу" с тремя неприятельскими "Тиграми", один из которых шел прямо в "лоб", а два других начали обходить советский танк с флангов.
Понимая, что соревноваться с тяжелыми немецкими машинами, обладающими более мощной броней и вооружением, в открытом бою смерти подобно, командир "тридцатьчетверки" приказал механику-водителю маневрировать, используя складки местности. И все равно два снаряда задели советский танк, срикошетировав от брони.
Наши танкисты в долгу не остались и, выждав удобный момент, первым же снарядом разнесли гусеницу головного "Тигра", после чего влепили ему для верности еще один заряд под башню и занялись "правофланговым". Двух снарядов хватило, чтобы тот запылал, но в этот момент "Тигр" с левого фланга выстрелом из пушки перебил обе гусеницы "тридцатьчетверки".
В таких случаях танкисты обычно покидают машину, однако экипаж танка под номером 13 решил продолжать бой, и вскоре из моторного отсека левофлангового "Тигра" повалил густой черный дым. Когда же из люков подбитой машины стали выскакивать немцы, заработал пулемет "тридцатьчетверки", оставив навечно на Прохоровском поле еще один неприятельский экипаж.
Но обездвиженная машина - легкая добыча для врага. И потому уже вскоре от попадания очередного снаряда она загорелась, и экипаж был вынужден покинуть ее через десантный люк.
Раненые и смертельно уставшие, танкисты все же сумели укрыться в камышах находившегося неподалеку пруда, а с наступлением темноты добрались до своей части, чтобы затем продолжить службу, а Победу встретить в Берлине.
Командиром той легендарной "тридцатьчетверки" с бортовым номером 13 и был Иван Данилов, уроженец села 2-е Никольское Бобровского района Воронежской области.
Бывший танкист до сих пор помнит Первомай сорок первого, когда на берегу тихой речки Икорец он, семнадцатилетний паренек, отмечал праздник Труда и Мира в окружении таких же беззаботных ребят и девчонок.
Эти парни и девушки, певшие задушевные песни и читавшие друг другу стихи Есенина, не могли тогда и подумать, что всего пару месяцев спустя они будут ждать не свиданий и любовных записок, а повесток в военкомат и писем с фронта, куда Иван Данилов попадет вскоре после окончания ускоренных танковых курсов.
А потом будут тяжелейшие танковые сражения под Сталинградом, будет тот самый бой под Прохоровкой, в котором командир "тридцатьчетверки" Иван Данилов вместе со своим экипажем уничтожит три фашистских танка, и будет Берлин сорок пятого, когда рядом с поверженным Рейхстагом Иван Федорович растянет меха своей любимой трехрядки.
И снова бой… И хотя весь экипаж танка остался в живых и встретил Победу в фашистском логове, в родное село Иван Федорович вернулся инвалидом второй группы. Контузии и многочисленные ранения сильно осложнили послевоенную жизнь танкиста, однако, будучи по натуре человеком волевым и энергичным, он не стал сидеть без дела, а, освоив специальность киномеханика, начал работать в Бобровской районной киносети.
Недавний фронтовик, он не мог остаться безучастным к тем, кто в результате войны потерял своих близких, и вместе с учителем Валентином Ивановым принялся помогать семьям погибших воинов, вдовам и одиноким больным людям.
Одновременно бывший командир танка возглавил в селе военно-патриотическую работу, став инициатором создания на базе местной школы краеведческого музея, который быстро приобрел известность не только в округе, но и за пределами Бобровского района.
С этого времени молодежь из ближайших сел и соседних районов стала регулярными посетителями военно-исторического музея, а сам Иван Федорович - постоянным гостем у школьников, которым он рассказывал о фронтовых буднях и о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне.
Вскоре у него появились единомышленники, и они вместе организовали в селе первичную ветеранскую организацию, которую Иван Федорович и возглавил.
Прошли годы. Уже не осталось в живых его боевых товарищей: механика-водителя Ивана Воделигина, заряжающего Василия Кузнецова и радиста Василия Семенова, но и сегодня кавалер орденов Красной Звезды, Красного Знамени и Отечественной войны I и II степеней Иван Данилов по-прежнему в строю.
Как и раньше, он в меру сил заботится о ветеранах и инвалидах войны и труда. Как и прежде, рассказывает подрастающему поколению о цене, которую заплатил за мир в Великой Отечественной войне советский народ, и учит парней и девушек любить и ценить свою Родину.
Иван Данилов у Вечного огня
В 2014 году председателю первичной организации Всероссийского общества инвалидов и первичной организации ветеранов Великой Отечественной войны Ивану Федоровичу Данилову исполнилось 90 лет, которые, как он считает, прожиты им не зря. И только иногда, сидя на берегу спокойной речки Икорец, бывший командир героической "тридцатьчетверки" вздыхает: "Как же быстро проходит жизнь..."
Источник: газета "Воронежская неделя", N 11 (2211), 29 апреля - 5 мая 2015 г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015