14.04.15
Сбой в инстинкте самосохранения
Аналитика на каждый день | В течение 2014 года по Воронежской области было зафиксировано… 2,7 миллиона административных правонарушений в сфере дорожного движения, при этом в ДТП получили ранения 4 тысячи человек, шестьсот погибли. Почему? И как быть с этим дальше?
Основная проблема – в несовершенстве законов и ментальности людей. Этот расхожий тезис как нельзя кстати дополняет неутешительный вывод, который глава региона Алексей Гордеев сделал после мартовского заседания комиссии при губернаторе по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения на территории Воронежской области. По его словам, каждый год предлагается, по сути, один и тот же комплекс мер, а эффективная работа по наиболее болевым точкам не ведется. Стало быть, положение надо решительно менять. Есть над чем подумать и каждому из нас.
Николай Старых
«А ты не летчик...»
Получив водительские права, владелец "Ауди" из Россошанского района за два месяца 80 раз (!) нарушил скоростной режим, но он по-прежнему куда-то "спешит", а штрафы на общую сумму 44 тысячи рублей оплатил разом.
- И чего все мы ждем?- возмущается земляк лихача Александр Гончаров. - Пока этот человек без тормозов в голове беды наделает или сам себя угробит? Если наказание рублем не помогает, то воздействовать на потенциальных убийц и самоубийц надо иначе, но такого закона наши депутаты почему-то не придумали.
Что ж, можно согласиться: время не стоит на месте и законодателям надо за ним поспевать.
В июне 2013 года социологи РИА "Новости" задали жителям различных регионов один и тот же вопрос: "Поможет ли наведению порядка увеличение штрафов за нарушение ПДД?" Получилось, что нет. Точнее, лишь 16 процентов опрошенных однозначно сказали: "Да, поможет", еще 33 процента заколебались: "Возможно поможет, но незначительно".
Нашлись люди с более масштабным мышлением: "Надо применять комплексный подход к наведению порядка". Но таковых, увы, оказалось только 15 процентов. А вот 36 процентов граждан были уверены: "Увеличение штрафов обернется ростом сумм взяток на дорогах".
С той поры не только много воды утекло, но и стали широко применяться технические средства фиксации дорожных правонарушений, работающие в автоматическом режиме, а потому исключающие прямой контакт водителя с госавтоинспектором. И что же? За прошлый год автоматика "засекла" по Воронежской области 2,4 миллиона нарушений, в основном скоростного режима. Такое шокирующее игнорирование водителями ПДД породило новую проблему: постановлений о наложении административных штрафов по области вынесено на общую сумму 1,9 миллиарда (!) рублей, а их взыскаемость составила лишь 64 процента.
Выходит, сейчас "прогресс", массовое сознание, законотворчество и правоприменительная практика находятся в несоответствии? А главное, почему какой-то безбашенный водитель"летчик" может всем своим поведением демонстрировать общественную угрозу и наглость? Дескать, чихать я хотел на всех и вся!
Жизнь дается один раз
Если говорить о ментальности и глобальной проблеме ее изменения, то надо сразу же отметить: Госавтоинспекция МВД России не первый год безуспешно ратует за введение отдельного урока по ПДД в школах, а председатель комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Антон Цветков недавно выдал новую идею. Последний предложил министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову обязать российских школьников сдавать зачет по Правилам дорожного движения в качестве пешеходов.
Как пояснил общественник Цветков в своем письме чиновнику Ливанову, сейчас в системе школьного образования не существует отлаженного механизма обучения навыкам, которыми должны обладать пешеходы. Овладение детьми ПДД "фактически отдано на откуп семье и никак не проверяется". Между тем "знание Правил дорожного движения с позиций пешехода будет полезным и для будущих автомобилистов. Нужда во всем этом большая".
Действительно, в 2014 году по вине несовершеннолетних в РФ было совершено более 7 тысяч ДТП, в том числе в Воронежской области - 82. Погибло детей, соответственно, 878 и 23, ранено - 21588 и 343.
В нашем регионе из всех ребят, лишившихся в прошлом году жизни в ДТП, 8 были пешеходами, 3 - водителями легких мототранспортных средств, 2 - велосипедистами (остальные 10 - пассажирами, ехавшими в автомобилях и на скутерах под управлением школьников).
- Безусловно, знать ПДД и иметь настрой на их соблюдение надо всем и каждому, причем с детства: жизнь дается один раз, а человек и общество в целом должны иметь крепкий инстинкт самосохранения, - говорит независимый эксперт и правозащитник Николай Киселев. По сути, за это высказывается большинство воронежцев, опрошенных в марте нынешнего года независимой социологической службой "Ваше мнение!".
Оказывается, инициативу по введению в школьную программу уроков ПДД или хотя бы зачетов поддерживают 80 процентов наших земляков, не поддерживают только 6 процентов, затруднились с ответом 14 процентов.
Но эксперт обращает внимание на то, что "всеобщий одобрямс" еще ничего не значит: семья и школа зачастую перекладывают ответственность друг на друга, а ГИБДД при всем желании не может подменить их.
На сайте Госавтоинспекции МВД России размещена красноречивая информация: 61 процент детей добираются до места учебы по опасному маршруту; 82 процента учащихся начальных классов не имеют в дневниках схемы безопасного движения в школу и обратно, хотя большинство из них преодолевают маршрут самостоятельно; с тем, что родители должны доносить до своих детей основы ПДД, согласны 99 процентов отцов и матерей, но регулярно делают это меньше половины...
Одобрить и... отказать
Конечно, можно только приветствовать то, что в школах Нововоронежа, Бобровского, Панинского и других районов работают кружки юных инспекторов движения. Повсюду проводятся различные акции для детей и с их участием (например, "Осторожно! Дети!", "Безопасные каникулы"), зачастую по инициативе и при поддержке сотрудников ГИБДД.
Хорошо и то, что областной Департамент образования, науки и молодежной политики "только приветствует" взаимодействие учебных и воспитательных учреждений с "гаишниками". Так, с 1 апреля 40 школ, 25 детских садов и 10 ведущих вузов Воронежа участвуют в двухнедельной Всероссийской социальной кампании "Прогноз безопасности". Накануне означенный департамент совместно с Управлением ГИБДД провели инструктивный семинар.
Но всего этого явно недостаточно, особенно если иметь в виду закостеневшую проблему ментальности населения и масштаб административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в Воронежской области - 2,7 миллиона за 2014 год.
Между тем, можно с большой долей вероятности предположить, что руководство российского Минобрнауки хотя и одобрит инициативу представителя Общественной палаты РФ Цветкова, а все же заявит: "Вопрос нуждается в детальной проработке". Так было с предложением Госавтоинспекции МВД России по введению в школах специального урока по ПДД. Оно и понятно: надо переделывать школьную программу, а затем и учебные планы, готовить кадры учителей и создавать материальную базу...
К тому же "дети сильно загружены". Более того, "они и так изучают ПДД" - в рамках отдельных предметов: у младших школьников это окружающий мир, у старшеклассников - ОБЖ. Существует даже ряд книжных и электронных учебных пособий-методичек типа "Изучаем Правила дорожного движения. 1-4-е классы".
Впрочем, как говорится, поживем - увидим. СМИ, наверняка, сообщат, какие именно действия в ответ на письмо Антона Цветкова предпримет российское образовательное ведомство. А пока вполне резонно задаться вопросом: какие конкретные задачи "в общем и целом" ставит региональная Госавтоинспекция на нынешний год?
Отработать налоги сполна
Начальник УГИБДД Главного управления МВД России по Воронежской области полковник полиции Владимир Верзилин убежден:
- В текущем году приоритет должен быть отдан выявлению грубых нарушений Правил дорожного движения, и в первую очередь - нетрезвых водителей, а также нарушений, связанных с превышением скоростных режимов, правил обгона, маневрирования, проезда пешеходных переходов. Особое внимание должно быть уделено подготовке водителей, организации работы в местах концентрации ДТП, созданию безопасных условий для движения пешеходов, а также работе с должностными и юридическими лицами дорожно-транспортного комплекса.
В обоснование такой позиции главный госавтоинспектор Воронежской области называет основные тенденции по ДТП и приводит ведомственную статистику за прошлый год. В сжатом виде это выглядит следующим образом.
По сравнению с 2013 годом количество дорожно-транспортных происшествий по области уменьшилось на 7 процентов, однако число погибших выросло почти на 7,5 процента. Основным видом ДТП является столкновение транспортных средств. Оставляет желать лучшего уровень подготовки водителей в автошколах (по итогам проверок 53 учебные организации получили отказ в осуществлении образовательной деятельности).
Каждое седьмое происшествие совершено с участием водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения (рост нарушений в 2,5 раза). Третью часть всех ДТП составляют наезды на пешеходов (количество погибших увеличилось почти на 8 процентов). На территории Воронежа по вине пешеходов произошло каждое второе зарегистрированное ДТП. Пятьсот переходов в регионе не отвечают обязательным требованиям по безопасности дорожного движения. За различные нарушения к административной ответственности привлечено 2,5 тысячи должностных лиц автопредприятий, дорожных и коммунальных служб.
Причиной ДТП чаще всего становится разгильдяйство. Фото Михаила Вязового
Начальник УГИБДД рассчитывает на рост сознательности участников дорожного движения, на дальнейшее взаимодействие с учебными заведениями и помощь со стороны региональных и местных властей.
Молчи, Серега!
На упомянутом заседании областной комиссии при губернаторе по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения основной темой обсуждения стали меры по снижению тяжести последствий от ДТП и создание безопасных условий для движения пешеходов. Разговор шел обстоятельный, с докладами руководителей заинтересованных служб и выступлениями глав муниципальных районов.
Алексей Гордеев дал конкретные поручения и подвел итог заседания решительным образом:
- Если мы пойдем традиционным путем, то ничего не изменится и в нынешнем году. Мы должны определиться по каждому фактору обеспечения дорожной безопасности и понять долю его влияния на улучшение ситуации, принять соответствующие меры и планы на текущий год. Надо зафиксировать, на какие показатели мы должны выйти, на чем сосредоточить свое внимание.
И все же особо примечательным представляется вот какой момент.
- Как мы работаем с пешеходами?! - возмущался губернатор. - У нас к ним вообще нет никаких требований. Они считают, что у них нет никакой ответственности перед законом и участниками дорожного движения...
Сказанное имеет самое прямое отношение к вопросу о менталитете наших земляков, который надо менять со школы и даже детсада. Ведь и в самом деле, глупо пускать воспитательный процесс на самотек, а потом вторить незабвенному Владимиру Высоцкому. Помните его четверостишье: "Теперь дозвольте пару слов без протокола./ Чему нас учит семья и школа?/ Что жизнь сама таких накажет строго!/ Тут мы согласны - скажи, Серега!"?
Между прочим, за 2014 год в ДТП погибло и пострадало россиян больше, чем в иной войне: соответственно - 23,1 тысячи и 230,6 тысячи.
Источник: газета "Коммуна", N39 (26428) | Вторник, 14 апреля 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015