02.04.15
Спокойствие, неторопливость и благородство
Вернисаж | В Никитинской библиотеке в эти дни можно увидеть работы воронежских фотомастеров XIX – начала XX века
На выставке «Лиц необщее выражение» представлено около 150 снимков из частной коллекции. Историю первого периода развития в городе этого вида искусства нам предложено увидеть сквозь призму деятельности частных фотоателье, действовавших в тот период в губернском центре.
Виталий Черников
К экспонатам прилагаются исторические справки о людях, которым удавалось остановить мгновенье еще в позапрошлом веке, а тогда это действительно воспринималось как чудо. В 1865 году в Воронеже было пять фотографий. К концу века конкуренция возросла. Гаген, Русинов, Шепелев, Епифанов, Киселев, Селиверстов… Хочется узнать об этих людях больше - история воронежской фотографии нуждается в подробном описании и осмыслении.
Имена большинства из тех, кто изображен на фотографиях, теперь, в начале двадцать первого века, конечно, установить невозможно. Удивительно, что эти снимки пережили войны и революции. И при этом не слишком выцвели от времени.
Изображений городских улиц, воронежской повседневности, разумеется, уцелело гораздо меньше, а в "Никитинке" представлены дошедшие до нас материальные свидетельства ежедневной работы того или иного фотографа, к которому воронежцы приходили кто всей семьей, а кто один.
Всматривался в фотографии, сделанные Моисеем Селиверстовым, - и одно из женских лиц показалось знакомым. Оказывается, на выставке есть и другой ее портрет, сделанный в "фотографии Тираспольского", что располагалась на Большой Дворянской. Причем, кажется, в том же платье. У Тираспольского сделан и портрет с мужем и дочерью.
- Глядя на эти фотографии, мы как бы погружаемся в другой мир, - делится своими впечатлениями краевед Борис Фирсов.
Пришедшим на открытие выставки он порекомендовал обратить внимание на лица со старых снимков, на позы, которые люди выбирали, чтобы именно такими остаться в памяти потомков, на окружавшие их декорации.
- Спокойствие, неторопливость, благородство этих людей ощущается даже на снимке. Создание фотопортрета представляло собой тогда целый ритуал! Надо было тщательно подготовиться к этому процессу. В ателье происходила, можно сказать, театрализация действия, - заключил Борис Фирсов.
- Выставка получилась представительная, - считает краевед Павел Попов. - И разные фотографы, и периоды разные... Делавшиеся в дореволюционных ателье фотографии - интересный вид искусства. Перед нами - не художественная фотография, которая подразумевает создание какого-то образа, динамику. Тут, казалось бы, все застывшее, однообразное. И вместе с тем, это искусство. Которое возникало в том числе из умения посадить человека, правильно осветить...
О старых снимках из своей коллекции рассказал воронежский фотограф, заведующий отделом фотоиллюстраций "Коммуны" Михаил Вязовой.
На выставку некоторые пришли с фотографиями из семейного архива. Фото Павла Попова
А кое-кто пришел на открытие выставки в Никитинскую библиотеку со своими семейными альбомами, чтобы поведать об истории сохранившихся фотографий.
Источник: газета "Коммуна", N 36 (26425) | Пятница, 3 апреля 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015