19.03.15
Сегодня - День моряка-подводника. Академик с флотской душой
Судьба | Даже в научной среде не все знают, что доктор технических наук, профессор Виталий Федянин еще и подводник
Валерий Казанов
Познакомиться с заведующим кафедрой кадрового и правового обеспечения деятельности ГПС Воронежского института Государственной противопожарной службы МЧС России Виталием Федяниным мне посоветовали друзья-североморцы по региональной общественной организации «Колыбель русского флота». При этом исполнительный директор общественного центра истории Военно-морского флота капитан II ранга в отставке Михаил Бобрешов не скупился на аргументы: "Человек он очень интересный, большая личность в научных кругах. А вот душа у академика - флотская. Федянин служил на Северном флоте старшиной команды торпедных электриков на атомных подводных лодках второго поколения, которые в период "холодной войны" здорово охладили великодержавный пыл американцев. А это уже история".
- А когда же он успел стать профессором? – поинтересовался я.
- Вот ты его и спроси, - последовал ответ от Михаила Дмитриевича.
Виталий Иванович Федянин в рабочем кабинете
Ничего такого, чтобы говорило о причастности хозяина квартиры к Военно-морскому флоту, я не увидел. Разве что книга на кухонном столе с броским названием на обложке: "Третья дивизия. Первая на флоте. Пахомов И.И.".
Заметив, с каким интересом я смотрел на красочный фолиант, Виталий Иванович, взяв его в руки, пояснил:
- Это подарок на 65-летие от Анатолия Криветченко. Он живет в Новой Усмани и так же, как и я, служил на Северном флоте, вот только в разных качествах. Толя, окончив военно-морское училище, прошел все ступени службы - от лейтенанта до капитана I ранга, командовал атомными подводными лодками, в том числе и К-222, получившими за дороговизну производства прозвище "Золотая рыбка". По своим ходовым и маневренным качествам она превосходила все субмарины, существовавшие на тот момент в Советском союзе и за рубежом.
Виталий Федянин тоже хотел стать морским офицером и дважды поступал в Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе, но не прошел по конкурсу. Желающих было хоть отбавляй - одиннадцать человек на место. Но парень из Ельца не оставил свою мечту о море. И когда в военкомате ему предложили поступать в школу техников ВМФ, то сразу согласился.
Подарку от старого флотского друга мой собеседник несказанно рад, поскольку в книге вся история 3-й дивизии подводных лодок 1-й флотилии АПЛ Северного флота, куда пришел мичманом Виталий Федянин сразу же после окончания в 1972 году школы техников. Новоиспеченного торпедного электрика минной боевой части определили на многоцелевую атомную подводную лодку второго поколения К-306. И начались ратные будни. Приходилось дневать и ночевать на корабле, который предстояло изучить досконально.
-Ритуал посвящения в подводники довелось проходить?- спрашиваю у Виталия Федянина.
-А как же, - откликнулся он после некоторой паузы. Ии улыбнулся - Эту процедуру проходит каждый, впервые погрузившийся под воду, независимо от должности и звания. Чтобы стать настоящим подводником, необходимо породниться с океаном и железом, а для этого требуется осушить плафон забортной морской воды, а затем поцеловать кувалду. Как оказалось, чтобы не получить "по зубам", ее надо целовать на излете. Успешно прошедшего все эти "процедуры" ждет удостоверение подводника, памятный подарок - вобла и навечно закрепленная за ним подводная "прописка".
А дальше, как в песне у Юрия Антонова, "Море, море, край бездонный…" Второму поколению АПЛ его досталось с лихвой! Задачи, учения, боевые службы, санатории, отпуска и снова в море. Виктор Иванович за пятнадцать лет службы совершил десять боевых походов - от Северного полюса до экватора. Восемь из них - в Средиземное море, куда, как правило, заходили в подводном положении под днищем крупнотоннажных сухогрузов. А нередко бывало и так: погружались в одной точке и всплывали там же через восемьдесят пять дней. Такие боевые службы тогда были делом обычным.
Но не всегда выходы в море проходили по написанным правилам и строгим инструкциям. Случались и непредвиденные ситуации.
Осенью 1974 года, в разгар "холодной войны" ,АПЛ К-306 под командованием капитана I ранга Эдуарда Гурьева в Атлантическом океане при занятии позиции слежения столкнулась с американской субмариной, выходившей из базы на боевое патрулирование.
- Оказывается, не только машины сталкиваются на дорогах, но и подводные лодки тоже, - говорит Виталий Иванович. - Ощущение, прямо скажу, не из приятных. Удар был чувствительным. Причем основной удар пришелся на носовую часть корабля. После возвращения на базу корабль отправили на судоремонтный завод.
Командующий флотилией назначил расследование чрезвычайного происшествия. Командиру К-306 капитану I ранга Эдуарду Гурьеву объявили строгий выговор. На всякий случай.
А американский экипаж, как потом выяснилось, наградили за проявленное мужество знаками "Золотой дельфин".
- Как показало дальнейшее расследование, экипаж был ни в чем не виноват, - продолжает рассказ Виталий Федянин.- На тот момент он считался лучшим не только в дивизии, но и на всем Северном флоте. Все старшины команд - мичманы-профессионалы, моряки специалисты 1-го класса, мастера военного дела. А сплотил такой экипаж капитан I ранга Виктор Михайлович Храмцов, ставший впоследствии вице-адмиралом, командующим флотилией атомных подлодок стратегического назначения Тихоокеанского флота. Под его началом я прослужил почти два года. А первым командиром К-306 был капитан I ранга Рэмир Иванович Пирожков. В 1973 году, после выпуска Военно-морской академии, он будет назначен на должность заместителя командира соединения подводных лодок ТОФ.
Жизнь контр-адмирала Пирожкова трагически оборвется в феврале 1981 года. Тогда транспортный самолет Ту-104 потерпел катастрофу при взлете под Ленинградом. Погибло почти все руководство Тихоокеанского флота.
Столкновение К-306 с иностранной субмариной оказалось событием экстраординарным, поэтому во внеслужебных разговорах в экипаже не раз возвращались к этой теме.
Как шутили моряки, командир слишком буквально выполнил указание командования по ограничению деятельности американского "стратега". Видимо, поэтому происшедшее не повлияло на дальнейший служебный рост Эдуарда Гурьева, что подтверждало его назначение командиром головной подводной лодки К-239 проекта 945, а это на флоте всегда считалось повышением. После подводного тарана американская подлодка была надолго выведена из боевого состава флота.
- Сдал дела и обязанности Гурьев капитану I ранга Вячеславу Ермаку. Сейчас я вам прочитаю, что пишет о нем Иван Пахомов, который на нашей субмарине одно время был старшим помощником, дорос до командира подводной лодки. Сейчас он живет в Санкт-Петербурге. Обязательно позвоню ему, поблагодарю за замечательную книгу. Так вот, что говорится о Вячеславе Ермаке: "В 1976 году назначен командиром экипажа АПЛ К-306. Вывел корабль в отличные, завоевал приз ГК ВМФ на состязаниях многоцелевых подводных лодок по слежению и атаке подводной цели". Очень опытный, грамотный командир. Когда в 1983 году он принял атомную подводную лодку К-323 ("50 лет СССР"), то я перешел к нему. Сейчас он живет в Симферополе и должен приехать ко мне на юбилей.
-Так это же не ближний свет.
- Правильно, но есть флотская, мужская дружба! - довольно эмоционально отозвался хозяин квартиры.
Виталий Иванович - ветеран "холодной войны" на море, ветеран подразделений особого риска. В 1986 году мичману Виталию Федянину пришлось решать непростой вопрос: заключать новый контракт или уйти на "гражданку" после пятнадцати лет безупречной службы на атомных подводных лодках Северного флота.
-Мне в ту пору исполнилось 36 лет. Пенсию заработал, а дальнейших перспектив по службе у меня не было, - рассказывал мой собеседник, разливая по чашкам свежезаверенный чай. - Во всяком случае, адмиралом мне точно не суждено быть, а вот в гражданской жизни перспективы имелись.
Воронеж Виталий Иванович выбрал не случайно: здесь жил его дядя, Вячеслав Бачурин - человек известный в научных и вузовских кругах, профессор Воронежского государственного технического университета.
Начинать трудовую жизнь с чистого листа, конечно, непросто. В военкомате, в котором Виталий Федянин вставал на воинский учет, дали понять, что здесь таких "запасников" много, и привилегий ждать не приходится. Впрочем, он и не рассчитывал на "привилегии": днем на общественных началах работал в райисполкоме Коминтерновского района, а по ночам дежурил оператором на центральном тепловом пункте.
Богатым на события выдался 1988 год. После долгих скитаний по служебным углам в отдаленных гарнизонах, продуваемых всеми северными ветрами, Виталий Иванович получил первую свою квартиру А еще поступил учиться на вечернее отделение Воронежского политехнического института на радиотехнический факультет по специальности радиотехник. Сюда же в сентябре того же года устроился работать учебным мастером кафедры вычислительной математики и технической кибернетики.
- Мне везет в жизни на хороших людей, - признается собеседник. - В ту пору ректором политехнического института был замечательный человек, ученый Вадим Николаевич Фролов. Именно он и предложил мне заняться научной работой. С его благословения я защитил диссертацию, стал кандидатом технических наук. Было очень интересное время. Нам позволяли экспериментировать, искать новые подходы в разработке медицинских систем.
На этом Виталий Иванович не остановился. Впоследствии он защитил докторскую диссертацию, стал доктором технических наук, академиком, профессором.
Виталий Федянин прошел путь от учебного мастера кафедры вычислительной математики и технической кибернетики до проректора по кадрам и социальным вопросам Воронежского государственного технического университета. Не без его участия на базе государственного технического вуза в сентябре 2000 года открылась кафедра технологии и обеспечения гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях. Причем первая в ЦФО на то время. Он же и стал первым ее руководителем. За одиннадцать лет удалось выпустить более 700 высококвалифицированных спасателей, которые сегодня работают от Мурманска до Камчатки.
За большой вклад в науку Виталий Иванович удостоен многих престижных наград.
Когда он открыл дипломат, где хранятся медали, которыми был награжден за службу в ВМФ, всевозможные почетные знаки, дипломы, грамоты, то я понял, что одно их перечисление займет немало газетной площади. Отмечу лишь, что Виталий Федянин избран академиком Национальной академии наук пожарной безопасности (НАНПБ), а Российская Академия естествознания, в рамках национальной программы "Золотой фонд отечественной науки", наградила его орденом.
Сейчас профессор, академик Виталий Федянин руководит кафедрой кадрового и правового обеспечения деятельности ГПС Воронежского института Государственной противопожарной службы МЧС России.
- Я счастливый человек, - говорит Виталий Федянин в заключение нашей встречи. - Дочь - кандидат медицинских наук, сын - капитан в МЧС, двое внуков. Когда я уходил с подводной лодки, ребята спрашивали, где, мол, якорь брошу.
Говорю: "В Воронеже, там дядька у меня, профессор. И я буду тоже профессором". Вроде бы пошутил, а вышло, что попал в точку.
Источник: газета "Коммуна", N29 (26418) | Четверг, 19 марта 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015