27.02.15
Нужна ли нам "крайняя мера"?
Качество жизни в регионах | Проезд в городском транспорте Воронежа подорожал с 1 марта, а в Липецке – еще раньше, с 1 декабря. Но там муниципальные власти одновременно объявили поход «За высокую культуру обслуживания!»
Николай Старых
Конечно же, Липецк не так застрял в пробках, как Воронеж: улицы в современном городе металлургов шире, населения - меньше, ходят трамваи. Тем не менее, это просто фантастика: у них предусмотрены введение единой формы для водителей всех видов городского транспорта, обязательное "обилечивание" пассажиров и их перевозка только на сидячих местах, а также установка терминалов для оплаты проезда в муниципальном транспорте.
В Воронеже стоимость одной поездки во всех видах транспорта повышена до 15 рублей (было 12 рублей), в "столице" соседнего региона она установлена в размере 17 рублей (было 13). При этом и в Воронеже, и в Липецке инвестиционная составляющая, учтенная в тарифе, имеет одинаковую цель: обновить в 2015 году не менее 30 процентов подвижного состава, вышедшего за пределы "возрастного" ограничения.
В сообщении Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 18 февраля внимание акцентируется вот на чем: "В настоящее время горадминистрацией проводится открытый конкурс на право заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок, с обязательным условием обновления подвижного состава".
Надо полагать, означенные договора предполагают и повышение качества автоперевозок населения.
Помнится, незадолго до предыдущего подорожания, которое произошло 7 апреля 2014 года, мэр Воронежа Александр Гусев заявил: "К лету у большинства перевозчиков истекают сроки контрактов, и городские власти планируют заключить новые, в которых будут прописаны требования к работе и поведению водителей маршруток - например, запрет на курение в салоне и громкую музыку".
Читатели могут не сомневаться: Большой воронежский форум и другие интернет-ресурсы не оставили вопрос качества перевозок без внимания, они пестрят эмоциональными мнениями вроде этого.
Мария: "Чиновникам, им что? Они на персональном транспорте ездят. А ведь как бывает? За рулем - гастарбайтер, остановок он в принципе не знает, а тем более не способен объявлять их. Но он то и дело "курлычет" по мобильнику. Машина у него - вся зачуханная и перекошенная, однако с "модными" затемненными стеклами, и ты боишься: как бы свою остановку не проехать. Зачастую водители курят и устраивают гонки на дорогах, а на замечания посылают далеко и надолго".
Вместо соответствующего комментария приведу несколько сообщений с новостной ленты и портала "Коммуны":
- Воронеж не остался в стороне от "прогресса". 24 ноября пассажиры были возмущены поведением водителя маршрута N105: он уподобился своим коллегам из Санкт-Петербурга, которые нередко… смотрят сериалы или концерты по ноутбуку прямо во время движения микроавтобуса;
- с 9 по 15 сентября сотрудники ГИБДД провели рейд. К административной ответственности привлечено 276 водителей маршрутного транспорта. В частности, выявлен водитель микроавтобуса - 34-летний уроженец Узбекистана, который предъявил "липовое" временное разрешение на работу иностранного гражданина;
- за 2014 год в Воронеже было зарегистрировано 106 ДТП с участием автобусов. Жертвами этих аварий стали 21 человек, 127 получили травмы различной степени тяжести;
- в январе-феврале прокуратура г. Воронежа выявила факты перевозок пассажиров с угрозой для их жизни и здоровья в автобусах "ТК Автотранс" (маршрут N 26а), ООО "Автокомп-1" (маршрут N 59а) и ПАТП N 8 (маршрут N 49).
Справедливости ради приведу и сообщения иного рода:
- К реформе системы общественного транспорта Воронежа мэр Александр Гусев приступил в первые же месяцы после своего избрания осенью 2013 года, за это время при поддержке областного правительства муниципальный транспорт существенно обновился, сделана ставка на крупные автобусы;
- в 2015 году будет внедряться новая маршрутной сеть городского пассажирского транспорта, утвержденная мэром в декабре 2014-го. Она сформирована на основе данных Научно-исследовательского института автомобильного транспорта;
- системами видеонаблюдения уже оборудованы салоны всего муниципального транспорта Воронежа. До конца 2015 года камеры будут установлены и в салонах автобусов всех частных перевозчиков.
Имеет право на существование и точка зрения перевозчиков, которые обычно сетуют на дороговизну горючего и запчастей. Вячеслав Лысиков обеспокоен не только этим. Он, явно, увязывает качество обслуживания пассажиров с кадровой проблемой. 26 января владелец "пары ПАЗиков на маршруте" написал на одном из сайтов:
- У меня на два автобуса - три водителя. Работа у парней тяжелая и нервная. Поэтому не надо удивляться тому, что в нашем "волшебном городе" на единицу техники приходится примерно 0,7 водителя, хотя для существования бизнеса перевозок нужно не менее чем по два. Если хотим глобальных изменений, то надо готовиться не к 15 рублям, а к тарифу, который гораздо выше.
Что ж, даже новый 15-рублевый воронежский тариф - один из самых низких в ЦФО. Вот только в региональном Управлении ГИБДД уверены: проблема большого числа дорожно-транспортных происшествий с участием городского пассажирского транспорта связана с тем, что главы компаний, занимающихся перевозочным бизнесом, плохо контролируют своих подчиненных, редко проверяют их профессиональное мастерство и качество работы.
В Липецке в связи с декабрьским повышением тарифа на перевозку пассажиров сразу на четыре рубля власти предъявляют к хозяевам маршрутов и водителям повышенные требования.
Как сказал порталу Gorod48 начальник Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области Николай Киреев, "владельцы автотранспортных предприятий должны кардинально пересмотреть культуру обслуживания населения. При этом мы понимаем: одной администрации города с поставленной задачей не справиться". И заметьте: названное управление взялось защищать интересы не только пассажиров, но и самих водителей - их официальная заработная плата должна быть доведена до 17 тысяч рублей.
Внедрением единой униформы и установкой терминалов занимается Департамент дорог, транспорта и благоустройства администрации Липецка. В коммерческом транспорте пассажирам обязательно должен выдаваться билет - "дабы избежать черной бухгалтерии и подтвердить тот факт, что здоровье и жизнь пассажира застрахованы".
- Если список требований по качеству обслуживания коммерческими перевозчиками выполнен не будет, через шесть месяцев мы можем пойти на крайнюю меру - пересмотреть тариф на перевозку пассажиров в сторону его уменьшения, - заявил через портал Gorod48 все тот же начальник Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области Николай Киреев.
Пока что рейды, которые проводит названное управление, говорят о том, что не все складывается так, как хотелось бы чиновникам. Силу собственной привычки перевозчикам не так-то просто преодолеть даже под нажимом властей, особенно в случае, если нужно идти на дополнительные расходы, связанные с заказом новых билетов и пошивом униформы.
Что касается непосредственно культуры поведения водителей и порядка в салонах пассажирского транспорта, то ходовая отговорка у липецких хозяев перевозочного бизнеса - за всеми, мол, не уследишь. Зато они не прочь пожаловаться при случае журналистам:
- Мы экономически обосновали тариф на проезд в 21 рубль, но его не утвердили.
Не исключено, что в скором времени подобное можно будет услышать и в Воронеже. Интересно только, когда именно. Глядишь, Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области вновь разместит на своем официальном сайте обоснование, имеющее прямо-таки извинительный тон, как это было 18 февраля: "Повышение тарифов на пассажирском транспорте является вынужденной мерой, связанной с необходимостью обновления подвижного состава, а также с инфляцией в сфере экономики".
А вот "крайняя мера", в отличие от Липецка, у нас не предусмотрена. Хотя и наши пассажиры вправе рассчитывать на подвижки в вопросе культуры автоперевозок. Все-таки, "извините-подвиньтесь", из трудовых и пенсионных 15 рублей (ночной проезд и вовсе стоит 20 рубликов) складывается "скромный" доход хозяев перевозочного бизнеса. Их, между прочим, на город с населением в 1 миллион 24 тысячи человек приходится более двух тысяч.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015