20.02.15
Есть у штурмана мечта
Мужской поступок
С военным штурманом майором Николаем Шпитонковым познакомился 7 декабря 2012 года. Тогда Совет ветеранов Вооруженных сил и труда Советского района Воронежа в сквере «Школьный», где установлен памятник воинам, погибшим при исполнении воинского долга, проводил митинг по случаю празднования Дня Героев Отечества. Среди пришедших молодого офицера с голубыми погонами на плечах нельзя было не заметить: рост – под 190, косая сажень в плечах. Когда же он снял шинель, то все увидели на его тужурке Звезду Героя России. Тогда толком не удалось поговорить с Николаем, узнал лишь, что он принимал участие в пятидневной войне с Грузией в августе 2008 года, за что и удостоен столь высокой награды.
Валерий Казанов
И вот новая встреча. За прошедшие два года в судьбе Николая Шпитонкова произошли большие перемены: теперь он подполковник, слушатель Воронежского военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина".
Фото Михаила Вязового
Когда Николай вошел в кабинет, показалось, что он занял все свободное пространство. Богатырь, да только.
- Как же вы в кабине самолета умещаетесь? - не удержавшись, спросил я.
- Да нормально. Сейчас на самолетах нового поколения - кабины повышенной комфортности. На Су-34, например, можно даже налить из термоса борща или подогреть мясо в микроволновке.
- А в летное училище когда вы поступали, там разве не было ограничений?
- Как же, были. Я со своими 185 сантиметрами как бы не совсем подходил, но в то время, а это был 1993 год, в армию шли не очень-то охотно, и в военные училища том числе. Да и потом, самое главное, на что обращали внимание, - это состояние здоровья. А у медицины ко мне вопросов не оказалось.
Николай - потомственный военный. Будущий Герой родился и вырос в городе Завитинск Амурской области, куда его отца в 1973 году направили после окончания Челябинского военного училище штурманов для прохождения дальнейшей службы. Шпитонков-старший служил в дальней авиации, летал на ракетоносцах Ту-16. Он много рассказывал о службе, брал с собой на аэродром в парково-хозяйственные дни, и вскоре его сын мог запросто определить по звуку возвращающуюся с полетного задания отцовскую "тушку".
-Все мое детство прошло в военных гарнизонах, - рассказывает Николай.- Десять лет на Дальнем Востоке, потом переехали в Приморский край под Уссурийск, а затем пять лет в Львовской области. Но наступил 89-й, и отец вынужден был расстаться со службой, хотя он очень хотел летать, любил свою работу и переехать в родной город Жигулевск Самарской области. Здесь я и окончил школу в 1992 году.
А дальше - желание продолжить дело отца. И Николай поступает в Челябинское военное училище штурманов, которое заканчивал в свое время Шпитонков-старший. Такая у них семейная традиция - быть военными летчиками и штурманами, а всех мужчин называть Николаями.
- Деда звали Николай, отец Николай, а если у меня родится сын, то и его тоже назову Николаем, - улыбаясь, говорит Шпитонков-младший. - С женой этот вопрос уже обговаривали. Она, в принципе, не против. А пока в доме подрастает пятилетняя дочка Катя, которую куклы мало интересуют. Она обожает играть в самолетики. А любимые мультики, фильмы - тоже про самолеты.
Через пять лет, имея за плечами приличную теоретическую базу и налет в 70 часов, лейтенант Николай Шпитонков прибыл в бомбардировочный авиационный полк, базируемый в Воронеже. Шел 1998 год. В войсках - хронический дефицит топлива. Полеты - не чаще одного раза в неделю. Затянувшийся период упадка Военно-воздушных сил выбросил на "гражданку" немало опытных военных пилотов. И если бы не старшие товарищи, которые все же верили, что ситуация в стране изменится в лучшую сторону, еще не известно, как бы сложилась дальнейшая судьба лейтенанта Николая Шпитонкова.
Тревожное ощущение неопределенности будущего, как и черная полоса в жизни Вооруженных сил, начало рассеиваться ближе к 2000 году. Постепенно стала налаживаться боевая учеба. Летать приходилось на тех же "старичках" двухместных фронтовых бомбардировщиках Су-24М, но объем летной работы увеличился многократно. Две-три летные смены в неделю позволяли быстро набирать профессиональный опыт. К реальным действиям летчики подготовились основательно, и август 2008-го не застал их врасплох.
- 8 августа нас подняли по тревоге: время прибытия час, - вспоминает Шпитонков. - Причину не знал. На кухне жена Людмила включила телевизор: сообщали про Цхинвал - и тогда я все сразу же понял. В течение четырех часов восемь боевых машин перелетели из Воронежа в Моздок. На боевое дежурство заступили 9 августа. Во многом пришлось изучать обстановку и систему грузинских ПВО "по факту". Мы столкнулись с организованной и эффективной системой ПВО, которая была недооценена. Уже в первый день наши соседи потеряли один из самолетов-бомбардировщиков. Наш экипаж, возглавляемый майором Владимиром Сергеевым, получил задачу: поразить радиолокационные станции. Успех операции зависел от того, кто быстрее пустит ракету: мы или они.
Выполняя специальное задание командования, экипаж в ходе четырех боевых вылетов в ночное время в условиях высокогорья уничтожил ударами управляемых ракет ключевые объекты инфраструктуры противовоздушной обороны и управления грузинских вооруженных сил. Были уничтожены пункты управления, радиолокационные станции и узлы связи. Все вылеты производились при активном противодействии ПВО противника.
Из всей этой четырехдневной командировки на войну Шпитонков твердо уверовал: нельзя экспериментировать на армии, доводить до нищенского состояния человека с ружьем. Николай, как и его товарищи, доволен теми изменениями, которые происходят сегодня в Военно-воздушных силах. Планомерно на смену "старичкам" приходят самолеты нового поколения с высокоточным оружием, расширяется зона полетов.
- В последние годы проходит столько различных учений, с такими задачами, о которых раньше только приходилось мечтать, - отметил Герой России. - В июне прошлого года фронтовые бомбардировщики Су-34 нашего полка впервые приняли участие в летно-тактических учениях истребительной авиации над Мурманской областью.
И вновь возвращаемся к событиям шестилетней давности. Вернее, к факту, который показателен в плане того, как тогдашнему Президенту РФ Дмитрию Медведеву непросто далось решение начать боевые действия.
- Мы продолжали нести службу на аэродроме Моздок, но активные боевые действия уже не велись, - вспоминал Николай. - И вдруг 11 августа поступила вводная: прибыть в Кремль. Понятное дело, парадную форму мы с собой не брали. Не на парад же летели. Поэтому на одном самолете пришлось облететь все аэродромы. Сначала залетели в Буденновск, затем в Воронеж - нам жены принесли "парадку", а мы им отдали комбинезоны, тут же приняли душ. Потом в Липецк, и тамошним летчикам жены тоже вынесли парадную форму. Так долетели до Москвы. А на другой день были в Кремле, где собрали всех участников грузино-осетинского конфликта. Два часа общались с ним за столом. А потом нас в обратном порядке развезли по аэродромам. Жены так же вернули нам комбезы, мы им парадную форму. На следующее утро уже были в Моздоке. А 12 августа война закончилась.
Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2008 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, майору Владимиру Сергееву и капитану Николаю Шпитонкову присвоено звание Героя Российской Федерации. Награждали их 23 декабря в Кремле.
Николай заранее ничего не стал сообщать родителям: всякое может быть. Уже потом, когда прошла торжественная церемония награждения, он вышел на улицу и позвонил домой в Самарскую область:
- Отец, можешь своим сыном гордиться. Мне вручили Звезду Героя, - вспоминает Николай. - Он, конечно, не поверил. Тогда я ему говорю: включай телевизор. Звание меня в чем-то изменило, поскольку понимаю, оно не только мое, но и тех ребят, которые были награждены посмертно. Это большая ответственность. И это, поверьте, не громкие слова.
В 2009 году капитан Шпитонков решил поступать в академию ВВС. Но ему отказали: звание не позволяло. Удалось это сделать лишь в 2013 году. Николай на два года стал слушателем. При поступлении в академию ему как Герою России полагались льготы. Но Шпитонков сдавал экзамены на общих условиях: физическая подготовка и спецпредметы. Поступил он на факультет обеспечения боевых действий авиации.
- Факультет делится по специальностям, я, естественно, на штурманском обеспечении, - уточняет он. - В нашей группе пять человек - готовится руководящий состав штурманской службы. Нам повезло с преподавателями. Многие из них прошли Афганистан, другие "горячие точки". Так что у них есть, что перенять. Кроме учебы, мы еще и летаем. Все слушатели на летных специальностях на неделю убывают в те полки, откуда прибыли. Главком ВВС считает, что это необходимо делать, чтобы за два года учебы не потерялись летные навыки. Вот только недавно вернулся с летной практики. Эскадрилья, где я до академии был штурманом, сейчас в Бутурлиновке, туда и езжу.
А еще подполковник Шпитонков любит бывать в Челябинском военном училище штурманов, которое является филиалом Воронежской академии. Здесь он летает на тренировочном самолете Ту-134Ш, встречается с первокурсниками и даже проводит с ними занятия.
В июле нынешнего года Николай Шпитонков заканчивает академию, которая позволит ему перейти на более спокойную штабную должность. Когда я заговорил об этом, он наотрез отказался от такой перспективы.
- Я еще полетаю. В мае мне будет только сорок лет…
Источник: газета "Коммуна", N 19 (26408) | Пятница, 20 февраля 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015