16.02.15
Мы за ценою постоим
Аналитика | Похоже, что жить по принципу «пришла беда – отворяй ворота» россияне не собираются. Наоборот, на козни "партнеров" граждане отвечают еще одной выстраданной веками мудростью: живи за рекою, а к нам ни ногою!
Алексей Павлов
г. Воронеж
Доигрались!
Нет нужды еще раз напоминать о высоком рейтинге первого лица страны, народ, явно, на стороне Президента. Но предстоит главное: трезво посмотреть на то, к чему мы пришли. Почему? Нужны не очередные обещания и не полет фантазий, а конкретные ответы на простые вопросы: когда прекратится рост цен, когда рубль перестанет летать вверх-вниз? Из-за его падения, как известно, растет стоимость моркови, картошки и прочих овощей - фруктов, которые на долларовых грядках не произрастают.
Осенью 2014 года социологическая служба "Ваше мнение" провела опрос воронежцев. Выяснилось, что земляки настроены патриотично, они горячо одобрили ответные санкции России в отношении ЕС и США: не нужны нам чужие продукты, без них проживем. Из опроса следует, что 76 процентов воронежцев одобряют санкции на запрет поставки продуктов.
Автор этих строк настроен не менее патриотично, я тоже - "за". Но давняя привычка газетчика все же заставляет отбросить эмоции и присмотреться к тому, что происходит. К примеру, по телевидению высмеивали поляков, мол, сами ешьте свои яблоки. К этому же призвал и руководитель тамошнего правительства Дональд Туск. А в Голландии на улице выставили пакеты с картошкой - берите граждане бесплатно. Греки задаром раздавали персики…
Словом, для европейских потребителей запрет на поставку продукции в Россию обернулся подарком и обеспечил снижение цен. А у нас? Яблоки, которыми объедается Польша, стоят под 100 рублей. На рынке, где я покупал шампиньоны по 90 рублей, они стали стоить аж 250! Цветная капуста тоже - за двести! Огурцы - под двести!
Все недоумевают: когда такое было вообще? И как быть с обещанием заменить импортную продукцию отечественной, не поднимая цен?
По словам Генерального прокурора Юрия Чайки, цены на некоторые лекарства и продукты повысились на 400 процентов, а в иных регионах - на все 600 процентов. При обсуждении антикризисных мер, состоявшихся в Госдуме 30 января, депутат от фракции КПРФ Борис Кашин сложившуюся ситуацию охарактеризовал одним словом: "Доигрались!"
Кому пинка дать?
Член фракции "Справедливая Россия" Михаил Емельянов напомнил о том, к чему привела политика ЦБ в борьбе с инфляцией: уровень монетизации (сжатие денежной массы) в России составляет 47 процентов, а например, в Папуа Новой Гвинеи - 50 процентов. А в развитых странах - 100 и более процентов. "Как же мы собираемся бороться с инфляцией, - задался вопросом депутат, - если не поощряем покупательную способность граждан? Таким образом, мы не с инфляцией боремся, а с экономическим ростом".
Один из депутатов напомнил о том, что у населения скопилось более одного триллиона рублей. Эти деньги, которые могли бы работать на экономику, находятся вовсе не в банках, они запрятаны в матрасы и в прочие укромные места частных владений. То есть, люди не вкладывают свои накопления, которые способны увеличить товарооборот. Вместо этого - туда их, под матрас!
Почему население ведет себя именно так, вполне понятно: оно не слишком доверяет родному государству. На эту версию депутатов первый вице-премьер Игорь Шувалов, который вел в Госдуме обсуждение антикризисных мер, ответил с улыбкой: "Сумасшедших в российском Правительстве нет, даже если кому-то очень хочется вообразить это".
Напомнив подобный спич в одной из своих передач, Владимир Соловьев задал резонный вопрос: мол, если нет в Правительстве неадекватных людей, то где результат? Уже дошло до анекдотов: "ЦБ РФ присоединился к санкциям в отношении России".
На недавнем совещании в Правительстве, где Аркадий Дворкович сказал о том, что о фактах отмены маршрутов электричек будет доложено через два месяца, Владимир Путин эмоционально ответил: "Вы что, с ума сошли, что ли? Немедленно вернуть электрички, а финансовые вопросы решать потом".
Итак, перед нами два постулата: в Правительстве собрались умные профессионалы, но результат - плачевный. Второй вывод в том, что народ не очень доверяет Правительству и прячет немалую часть бюджета в матрасах. А каков итог? Неужели он в том, о чем сто раз говорено-переговорено: какой народ - такое и Правительство?
Молния в бочку с порохом
Перефразируя известное выражение насчет того, что в России две беды - дураки и дороги, - глава Комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров на том же совещании по обсуждению антикризисных мер выдал новую формулировку о двух бедах: это инфраструктура и менеджмент. Не очень привычные для нас слова, но верные, однако.
А вот одно из свежих подтверждений этих слов. В инновационном центре Сколково разработан "Атлас новых профессий". В нем говорится о профессиях, которые будут востребованы в недалеком будущем. Среди них, например, "ментор стартапов для школьников" или "разработчик семейной траектории развития". Есть в атласе и профессия "кибер-дворника".
Над составлением сего фолианта, куда вошло 100 профессий, трудились 2,5 тысячи российских и иностранных экспертов. За свой труд они, видимо, получили приличные деньги. Но есть ли практическая польза в том, что школьник или "юноша, обдумывающий житье," купит и пролистает этот, наверняка, не дешевый сборник?
Уместно хотя бы напомнить вопрос журналистки из Волгоградской области, рассказавшей на традиционной в конце года пресс-конференции Владимира Путина об эпизоде, который, к сожалению, очень типичен. Местный фермер предлагает дом, достойную зарплату, но найти хорошего токаря не может! Обратите внимание, что фермеру нужен не "ментор стартапов", а токарь.
В ноябре 2014 года Министерство образования РФ подготовило проект приказа о подготовке кадров по 100 специальностям, который недавно подвергся жесточайшей критике. А 150 специальностей "пущены под нож" как неперспективные, устаревшие. Среди них, например, специальность швеи, оленевода, слесаря-электрика, даже библиотекаря. Досталось и журналистам, профессию которых объявили... умирающей.
Но каким образом в Министерстве решили, какие специальности перспективные, а какие - при смерти? Этот вопрос 17 декабря стал предметом рассмотрения на селекторном совещании, проведенном партией "Единая Россия". Совещание прошло в режиме видеосвязи. В нем участвовали воронежские "единороссы", а также представители профсоюзов.
Решено, что партия организует "рабочую площадку", на которой не реже одного раза в квартал будут обсуждаться вопросы подготовки кадров. Конкретные предложения должны быть подготовлены не позднее конца февраля 2015 года. Главное в том, что рекомендации по профессиональной подготовке тех или иных специалистов будут исходить из регионов. Предусмотрено, что Министерство образования примет предложения без учета мнения работодателей, профсоюзов и экспертов. Это означает лишь то, что перечень профессий, которые предложили товарищи ученые из Сколково, а затем скопировали в проекте приказа чиновники Министерства, - обычное кабинетное бумаготворчество, далекое от потребностей дня.
Обсуждая проект, депутаты Госдумы пришли к выводу, что в министерстве просто не поняли задачу дня - поднять престиж рабочих профессий, а также труд инженеров, других специалистов для осуществления индустриального рывка. Это необходимо сделать для того, чтобы осуществить импортозамещение не на словах, а на деле. Председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев назвал документ Минобрнауки "ударом молнии в бочку с порохом".
Напомню, что в качестве национального приоритета обозначен очередной виток подъема экономики. Новый кадровый состав должен повысить производительность труда к 2018 году в полтора раза по сравнению с 2011 годом. Дело за "малым" - подготовить кадры. Снова как никогда востребовано известное выражение: кадры решают все. Но где их взять? Впору вспомнить строки из известного еще с детства стихотворения: "У меня растут года, будет мне семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?"
Как показывают исследования, большинство воронежцев хотят реализовать себя в сфере продаж, то есть в последние годы все хотят торговать, но не производить. Это привело к тому, что рабочие профессии в рейтинге специальностей занимают последнее место. Но только на Воронежский авиационный завод, по словам его генерального директора Сергея Юрасова, до 2016 года потребуется около двух тысяч рабочих. В особом дефиците - сварщики, электрики, токари, техники... Но вузы и ПТУ, которые теперь называют на новый лад - колледжи, в массовом порядке пекут "эффективных менеджеров", вкупе с юристами и экономистами...
Кухня жареных фактов
Бизнес и прибыль - святые ныне слова, а как быть с "умирающими" ныне библиотекарями и журналистами? Если постулат насчет коллективного агитатора, организатора и пропагандиста ушел в прошлое, то зачем же хоронить высокие идеи отстаивания добра и справедливости, на которые у нашей страны огромный дефицит? Вот почему в последние дни и недели "наверху" вспомнили старые рецепты, выдавая их как новые и эффективные. Заговорили о духовности, народной душе.
"Преодолеть кризис поможет духовность" (Валентина Матвиенко). "В кризисной ситуации самое главное - сохранять душевное спокойствие" (бывший банкир, а ныне министр Улюкаев).
Потребность в духовности, в трезвом взгляде на ситуацию ощутили (наконец-то) и в верхах, и среди простых граждан. Но только кто и что будет способствовать духовности?
В середине 90-х, когда рухнули былые убеждения и ценности, надо было срочно менять ориентиры в обществе. Идеология превратилась в презренную особу, на экранах телевизоров стали появляться всякие целители и мастера гипноза, а в журналистике наступила эпоха "жареных фактов". Однако вместо пропаганды пришел дешевый пиар, продающий гражданам то общественное мнение, которое заказала власть, а позже олигархи и монополии. Увы, "наука" о журналистике представляла собой простую кальку с "грязных американских выборных технологий" 30-х годов прошлого века. Эти технологии у нас стали выдавать за "новую журналистику", система pablik relation, которая в США уже в 20-е годы прошлого века самим основателем пиара Арви Ли трактовалась в качестве "бизнес-услуги", у нас превратилась в некую науку, которой и стали обучать журналистов.
"Все передовое и прогрессивное" внедряется ныне и на воронежской земле. Читатель у нас - потребитель, газеты - бизнес-проект. А заказчик, ясное дело, - власть. Все, что написано, - в пользу заказчика. Странно, но подобную идеологию внедряют сверху. Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин не раз делал заявления, которые до сих пор отдают икотой у профессионалов. Напомню одно из его заявлений: "Молодые журналисты должны знать, что они будут писать о том, что им скажет владелец, то есть хозяин". А вот и другое: "Никакой миссии у журналистики нет, журналистика - это бизнес".
Возникают два вопроса: а кто хозяин? Типа того, Коломойский? И у кого есть миссия? Кто будет формировать общественное мнение? Сериалы о ментах и бандитах, шоумены, называющие себя звездами? Или судейско-прокурорский корпус, отстаивающий идеалы добра и справедливости?
А если посмотреть на мир не из министерского кресла, а из окна, распахнутого в реальную жизнь? Где читатель давно - не потребитель, а публика - не дура.
Приходят новые времена, наступает осознание того, что либеральные медиаресурсы в нынешнем виде просто не способны конкурировать в современном мире, они не могут выиграть ни одной информационной битвы, ни внутри страны, ни за ее пределами. Яркое подтверждение тому - события в Украине. Эти "профессионалы", получающие, кстати, более чем приличные деньги, не очень понимают даже предмета своей профессии. Обществу дорого обходятся их иллюзорные представления о журналистике.
Увы, но отечественные идеологи СМИ далеко не продвинулись, у них представления двадцатилетней давности, которые и привели к печальному итогу.< И тут уместно вспомнить о первой российской газете "Ведомости", над первым номером которой работал Петр I. Он же сформулировал и идеологию распространения: газета должна была "продаваться в мир по надлежащей цене". Увы, независимое издание (естественно, не желтое!), сегодня купить невозможно - дорого! Даже критикуемый ныне Дмитрий Медведев на недавнем заседании "единороссов" сказал о том, что "региональная пресса должна быть еще более независимой от местных властей". Он отметил, что ему "жалко денег для изданий, занимающихся воспеванием местных князьков".
Премьер сказал и о том, что сегодня в Правительстве разрабатывается схема помощи независимой региональной журналистике. Весь вопрос только в том, когда эта помощь придет?
Источник: газета "Коммуна", N17 (26406) | Вторник, 17 февраля 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015