Вокзал станции Лиски. 9 часов 15 минут утра. В просторном холле у пригородных касс, кроме мужчины в форме охранника РЖД и уборщицы со шваброй, – ни одной живой души. Воистину - вокзал для двоих. И это на узловой станции - одной из самых крупных в России.
Нил Сапсанов
Фото автора
Заметив мое недоумение, охранник показывает на электронное табло расписания движения электричек по станции Лиски. Поясняет: «Сегодня в четыре стороны света из Лисок отправляются шесть электричек. В большинстве своем - с утра. Откуда же тут быть многолюдью?..»
На мой вопрос, чем уехать в Новохоперск или Алексеевку, мужчина пожимает плечами: "Ловите такси…" И, окончательно обрушивая надежды несостоявшегося пассажира, подводит меня к бумажке-объявлению, стыдливо спрятавшейся за углом пригородных касс: "Читайте - вот корень проблемы".
Зрю в "корень", который бесстрашно сообщает "уважаемому пассажиру", что "в связи с неполной компенсацией потерь от государственного регулирования тарифов со стороны субъекта РФ с 12 января отменяются пригородные поезда Лиски-Алексеевка и Алексеевка-Лиски по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам, Лиски-Таловая и Таловая-Лиски, Лиски-Валуйки".
Рядом с этим невеселым "корнем" в пустом зале не у кого и спросить, как живется-можется пассажирам после такой "инновации".
"Рассказываю, - будто угадав мои мысли, поясняет человек в форме охранника. - Живу я на одной из промежуточных остановок между Лисками и Острогожском. Сменившись, домой уехать теперь не могу - хоть ночуй в гостинице. И не один я такой. Если бы не напарник с личным автомобилем, так и пришлось бы коротать ночь в гостинице, хотя это не дешевое удовольствие. А что делать: не бросать же работу..."
У станционных рабочих Надежды Сапрыкиной и Раисы Ощенко - те же проблемы. Живут они на 159-м и 169-м километрах "железки", куда автобусы не ходят. Остается им надеяться, сменившись с работы, лишь на собственные ноги.
- А у нас семьдесят процентов трудоспособного населения работает на предприятиях Лисок, в том числе и железнодорожных, - рассказывает специалист Ковалевской сельской администрации Лариса Демченко. - И сокращение электричек очень тревожит людей. Они боятся потерять рабочие места из-за невозможности вовремя приезжать на работу.
Сокращение количества электропоездов породило непредвиденные проблемы и для самой дороги, чьи специалисты живут в Боброве, Евдаково, Острогожске, а трудятся в Лисках. Как добираться туда и обратно - для них теперь не праздный вопрос.
Но есть и другая сторона этой безотрадной "медали". Если раньше путейцы, работники дистанции сигнализации, централизации и блокировки, специалисты НГЧ могли уезжать на линию с электропоездами и ими же возвращаться, то теперь, с отменой многих электричек, вынуждены заказывать автотранспорт. Но где взять лимиты на бензин, расход которого в таких масштабах не планировался на 2015 год и не заложен в бюджеты?
Изучая проблему иногородних железнодорожников, руководство Лискинского региона дороги подумывает о предложении запустить в обращение на наиболее проблемных участках так называемые рабочие поезда. Разрулят ли они проблемы пассажиров -не железнодорожников - большой вопрос.
Но "свято место пусто не бывает". Лискинский район - один из немногих в Воронежской области, где властям удалось уберечь от краха пассажирское автотранспортное предприятие, связывающие все основные села автобусным сообщением. Теперь, когда электрички стали для населения дефицитом, ПАТП "Лискинское" наращивает альтернативную систему автобусного сообщения ко всем станциям, которые раньше обслуживала ППК "Черноземье". Для этого даже к затерявшемуся в степи поселку-полустанку Аношкино, где проживает не более сотни семей, прокладывается 15-километровая асфальтовая дорога.
Глава Лискинского района Виктор Шевцов подходит к проблеме взвешенно и по-хозяйски прагматично.
- Если есть электрички, везущие трех человек в вагоне, - рассуждает Виктор Владимирович,- то не нужно их гонять, сжигая, в том числе, и государственные деньги. Но если электропоезд нужен людям и востребован ими - зачем его отменять? В каждом конкретном случае решение должно быть выстраданным. А мы, если будет нужно, так и автобусами электрички у себя в районе заменим.
- И уже заменяем, - рассказывает руководитель ПАТП "Лискинское" Юрий Сомов. - На днях продлили автобусный маршрут от Селявного до Дивногорья, ставим дополнительные автобусы на существующие маршруты. До Воронежа готовы и пять рейсов делать вместо нынешних трех. При этом сохраняем льготы для ветеранов и инвалидов. Наш департамент отслеживает ситуацию и делает все необходимое, чтобы у лискинцев не было проблем. Потребуется - так и дополнительно купим новые автобусы.
Но это в Лисках - у них всегда и во всем своя дорога. А что делать жителям Новохоперска, Таловой или Поворино, где основная часть районного населения трудится в райцентрах, а основным средством передвижения является велосипед?
Между тем, по сообщению еженедельной транспортной газеты "Гудок", в некоторых российских регионах - Забайкальском крае, Вологодской и Псковской областях - из-за отсутствия компенсации региональными властями выпадающих доходов компаниям-перевозчикам отменены все (!) пригородные поезда. И это при том, что губернские власти сами являются соучредителями перевозчиков.
В других областях региональные службы по тарифам не придумали ничего лучшего, как утвердить на 2015 год заоблачные тарифы, которые не по карману большинству пассажиров. Даже льготники - ветераны, пенсионеры, школьники и студенты - должны платить за проезд в электричках полную цену. Хотя еще в мае прошлого года федеральное правительство, утверждая "Концепцию развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом", поставило перед руководителями регионов задачу ликвидировать задолженность перевозчикам за предыдущие годы и наладить с ними взаимодействие, не ущемляющее пассажиров.
А министр транспорта РФ Максим Соколов на предновогоднем селекторном совещании напомнил, что "обязательства по организации перевозок лежат на администрациях регионов, так как они выполняют важную социальную функцию".
Пятого января Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал Постановление "О мерах по повышению доступности пригородных железнодорожных перевозок", в соответствии с которым на поддержку пригородных пассажирских перевозок федеральное правительство намерено выделять из бюджета 25 млрд. рублей ежегодно. Но эти средства поступят только в те регионы, которые заключили договоры с ППК. Потребность этих компаний в субсидиях, по прогнозам специалистов, превысит в 2015 году 21 млрд. рублей.
...Один из моих коллег, возвратившихся недавно из Беларуси, удивил меня рассказом в тему. "От Орши до Гомеля, - говорит, - ехал в комфортабельном вагоне дизель-поезда. За билет заплатил чуть больше стоимости чашки чая".
Источник: газета "Коммуна", N9 (26398) | Четверг, 29 января 2015 года