23.01.15
Авторитетное мнение. Резкого скачка не прогнозируется
Какие изменения ожидают нас в связи с принятием главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса России?
Изменение системы налогообложения недвижимости физических лиц назрело давно. И основной причиной этого было то, что старый закон был принят еще в 1991 году, во времена Советского Союза, в период действия другой социально-экономической формации и отражал действующие тогда реалии.
Анатолий Романцов,
начальник отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц
Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области
Новая глава 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса России сохранила многие положения старого закона, особенно – в части льготирования.Что же, собственно, устарело?
Во-первых, налоговая база, которая определялась, как известно, исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, учитывающей массу технических характеристик (материал, из которого сделан объект, наличие различных коммуникаций, износ и т.п.), но не учитывающей реальную, рыночную стоимость строения, что приводило при налогообложении к различным перекосам и диспропорциям. В этой ситуации владельцы дорогостоящей (по рыночным меркам) недвижимости в центре Воронежа платили за квартиру налог в размере полутора сотен рублей только потому, что их дом был построен в 50-60-е годы прошлого века, а собственник в панельной новостройке, в не очень престижном пригороде, мог получить налоговое уведомление на несколько тысяч, а в некоторых случаях - и более 10 тыс. рублей за свою квартиру.
Другая диспропорция касается инвентаризационной стоимости объектов в различных субъектах Федерации.
Наименьшая средняя инвентаризационная стоимость за один объект в Липецкой и Воронежской областях: 204 тыс. и 236 тыс. рублей соответственно. В Белгородской и Курской области этот показатель превышает 300 тыс. рублей и сопоставим с общероссийским уровнем и данными по Московской области. Совершенно непонятно ,почему средняя инвентаризационная стоимость одного объекта в Тамбовской области более чем в два раза превышает уровень Воронежа и Липецка и составляет 476 тыс. рублей, но не намного меньше показателя по Москве - 550 тыс. рублей.
На самом деле все просто. Каждый регион был вправе вводить повышающие коэффициенты для перерасчета инвентаризационной стоимости объектов, чем некоторые наши соседи, видимо, и пользовались. Соответственно, и налоговая нагрузка на одного налогоплательщика в регионах существенно отличалась. Воронеж, Курск, Липецк - 300 руб., Белгород - 450 рублей, Тамбов, Москва - 600 рублей, Московская область - 700 рублей.
Во-вторых, не соответствовал новой экономической системе порядок предоставления льгот.
В 1991 году. было трудно представить, что гражданам на правах собственности будут принадлежать не только жилье (квартиры, дома, дачи, гаражи), но и коммерческая недвижимость. Поэтому все льготные категории граждан (в т.ч. пенсионеры) были полностью освобождены от уплаты налога за любое количество недвижимости, жилой или нежилой. Естественно, такой дырой в налоговом законодательстве бизнес пользовался в полной мере. Только за последние три года в Воронежской области выпадающая сумма налога составила более 828 млн. рублей.
Но что интересно, темп роста выпадающих сумм налога по налоговым льготам за два года с 2011г. по 2013г. в Воронежской области составил всего 112 процентов, это значительно ниже общероссийских (137 процентов) и соответствует естественному уровню старения населения. Лидерами здесь - Москва и Московская область: рост - более 180 процентов. Учитывая, что за эти годы в законодательстве кардинальных изменений по льготам не вводилось, остается предполагать, что такой рост объясняется именно стремлением бизнеса оптимизировать свое налогообложение.
В-третьих, принятие новой главы Кодекса было необходимо ускорить в связи с тем, что по вводимым в эксплуатацию с 2013г. объектам у налоговых органов отсутствуют данные об их инвентаризационной стоимости. Согласно поправкам в статью 85 Кодекса, органы БТИ были исключены из числа организаций, обязанных представлять налоговикам данные для целей налогообложения. В Воронежской области в 2013г. было введено в эксплуатацию 3,5 тыс. жилых зданий, площадью 1,6 млн. кв. метров, а за девять месяцев 2014г. - 2,4 тыс. зданий, площадью 1,0 млн. кв. метров. Темпы роста строительства в 2014г. несколько ниже предыдущего года. За 2013-2015гг. владельцы вновь построенного жилья не будут платить налог в виду отсутствия у налоговиков данных об инвентаризационной стоимости. Прогноз по выпадающим суммам налога - 78 млн. рублей.
Все эти причины и были учтены при принятии глава 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса России. Следует отметить, что данная глава в полной мере учитывает мировой опыт налогообложения недвижимости, так как в подавляющем числе стран налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов, приближенная к рыночной. Причем в некоторых странах, например, в Испании, существует монополия государства на определение кадастровой оценки недвижимости.
Российские законодатели при принятии указанной выше главы использовали элементы из законодательства других стран, но особенностью нашего является предоставления значительного числа льгот, в том числе на федеральном уровне. Практически нигде в мире не предусмотрено полного освобождения от налога на имущество. В статье 407 Кодекса установлено 15 категорий льготников, имеющих право на льготы в полном объеме одного из каждого вида жилого имущества (квартира или комната, жилой дом, дача, гараж). Полагаю, что этим мы обязаны тому уровню социальной защищенности, которой обладали граждане СССР. Глава о льготах была прописана в прежнем законодательстве, и основные ее положения законодатели были вынуждены учитывать при принятии нового закона.
Рассмотрим, что же изменилось в связи с принятием главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса России:
- отменяется льготы по нежилым помещениям;
- уменьшается количество льготируемых жилых помещений;
- добавляется в качестве объектов налогообложения объекты незавершенного строительства;
- налоговая база по инвентаризационной стоимости увеличивается на коэффициент - дефлятор (за 2015г. - 1,147);
- право регионам с 2015г. по 2019г. переходить на налоговую базу по кадастровой стоимости;
- в переходный период - понижающие коэффициенты;
- при переходе на кадастровую стоимость налоговая база уменьшается на необлагаемую сумму на 50 кв.м., 20 кв.м., 10 кв.м. по жилому дому, квартире и комнате соответственно;
- увеличивается количество объектов, имеющих кадастровую стоимость (вновь введенные строения).
В Воронежской области переход на исчисление по инвентаризационной стоимости планируется начиная с налога за 2016г. Предварительные расчеты показали, что с учетом четырехлетнего переходного периода резкого скачка налога не ожидается. А владельцев дорогостоящего элитного жилья ждет снижение налогового бремени в связи с тем, что существующая сейчас максимальная ставка налога в два процента снизится до 0,1 процента (в 20 раз). В то же время, с учетом отмены льгот по коммерческой недвижимости и льгот по нескольким жилым объектам, увеличению количества объектов налогообложения за счет недостроенной недвижимости, предполагаемая сумма начисленного налога за 2015г. вырастет до 505-510 млн. рублей (в настоящий момент - 380 млн. рублей).
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015