23.01.15
А поутру они проснулись
Аналитика
Новогодние каникулы отгуляли, и на трезвую голову выяснилось, что вместе с достижениями мы получили целый «набор» в виде упадка рубля, взлета доллара и роста цен, особенно на продукты. И это – при хорошем урожае! Почему так произошло, и что делать?
Алексей Павлов
Ищут пожарные, ищет милиция
В одной из федеральных газет недавно была опубликована статья "Прокуратура и ФСБ ищут виновных в обвале рубля". В Интернете по этому поводу появилось множество комментариев. Один из них звучит так: "А в Правительстве не искали?"
Эта ситуация напоминает заголовок повести Василия Шукшина "А поутру они проснулись". Хотя, с другой стороны, если ищут виновного, то можно заводить уголовное дело и в его рамках проводить расследование, а затем наказывать по статье Уголовного кодекса. Но это вряд ли случится… Виновных в высоких чинах у нас не находят, не расстреливают и даже редко сажают.
Вместо этого иные из них годами находятся под домашним арестом и при этом распевают в телевизоре про "красные тапочки - вот такой наряд". Практика назначения на должности неспособных и некомпетентных чиновников у нас как бы в порядке вещей.
Такое впечатление, что тасуется одна и та же колода крапленых карт. Первый заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева, с именем которой связан переход на плавающий курс рубля, больше не будет курировать этот вопрос. Вместо нее назначен Дмитрий Тулин, воспитанник Виктора Геращенко. Но Юдаева так и осталась первым замом.
В федеральных СМИ предан огласке недавний скандал в ЦБ. Якобы один из сотрудников даже подал в суд на своих высокопоставленных начальников, обвинив их в некомпетентности. Андрей Черепанов, отвечавший за политику курса рубля, подал в Тверской суд Москвы (по месту нахождения ЦБ) иск на руководителя банка Эльвиру Набиуллину и ее первого зама Ксению Юдаеву, обвинив их в некомпетентности. Они отслеживали инфляцию, отпустив рубль в свободное плавание. Эта политика и привела к невиданной доселе инфляции, которая по итогам года впервые за много лет составила 11,5 процента.
Второй иск Черепанов подал в Верховный суд, уже против действий Госдумы РФ. Истец считает, что именно из-за грубых ошибок ЦБ рубль покатился вниз, цены взлетели, а депутаты своим молчанием как бы одобряли эту политику. Слушания в Верховном суде назначены на 17 февраля.
Логика истца такова: ЦБ должен заботиться об устойчивости рубля, так написано в Конституции. Но меня радует другое: сотрудник не остался равнодушным, не побоялся идти против начальников - это то, что воспевалось когда-то в советских фильмах и книгах, и о чем мы забыли сегодня. Это не склока, это болезнь за дело.
Стыдно, да сытно
И в этом заключена серьезная проблема. Дело даже не в профессионализме, дело в совести, о которой часто не вспоминают. Сейчас на слуху такие слова, как маклер, брокер, менеджер и т.д. Совесть, справедливость - это "лирика", ушедшая без возврата. Чиновники уподобились бизнесменам, но их дело не деньги делать, а обществу служить. Дошло до того, что сегодня жалобы пишут не в присутственные места, а частным лицам, из тех, кто ходит в оппозиционерах.
Недавно слушал на радио "Эхо Москвы" интервью с Алексеем Навальным. Ему, к примеру, жалуются на то, что там-то нет света, а там-то отменили электрички. И опальный политик стремится разобраться, помочь, а мы все талдычим - "пятая колонна"...Хорошие лозунги надо подтверждать конкретикой, а если чиновники будут "решать вопросы" через призму своего кармана, то "колонна", увы, будет только множиться.
Кстати, число электричек из года в год сокращается, растет стоимость проезда. Огромное число жителей пригородов лишают возможности учиться и работать в областном центре. А дело - в растущих аппетитах монополистов.
В данном случае имею в виду дочку РЖД - компанию "Черноземочка", которая специализируется на обслуживании электропоездов. Она жалуется на убытки и из года в год поднимает плату за проезд. Только за четыре года ее аппетиты выросли более чем в 60 раз! Рост цен объясняют экономически обусловленным тарифом. Но что это за тариф и чем он обусловлен - не известно. Они говорят, что это коммерческая тайна. И в этой тайне, на мой взгляд, скрыта коррупционная составляющая.
Минтруд подготовил закон, согласно которому зарплата руководителей компаний, в которых не менее четверти акций принадлежит государству, не должна более чем в 8 раз превышать зарплату рядового работника |
В конце 2014 года Дмитрий Медведев подписал постановление, обязывающее глав РЖД, "Роснефти", "Газпрома" и еще ряда организаций раскрывать сведения о своих доходах. В интервью телеканалу "Россия-24" именно руководитель РЖД Владимир Якунин не согласился с главой правительства, посчитав, что подобная информация - вмешательство в "личную жизнь". Позиция не новая, у многих руководителей зарплата такая, что неловко озвучивать ее перед людьми.
А вот, например, у губернатора Нью-Йорка Майкла Блумберга жалование составляет... один доллар в год. Он человек - не бедный, но, заступив в должность, не умножает свои богатства за счет откатов и серых схем. Кстати, недавно он запретил добычу сланцевого газа на территории штата методом гидровзрыва пласта.
Что тут сказать? Нашим чинам хорошо, хотя бы оправдывать высокое жалование реальными делами.
Кстати, Минтруда подготовил закон, согласно которому, зарплата руководителей компаний, в которых не менее четверти акций принадлежит государству, не должна более чем в 8 раз превышать зарплату рядового работника.
Но пройдет ли этот закон через сито Госдумы РФ? Уместно подчеркнуть, что здесь нет пресловутого копания в чужих карманах, в основе нового закона - понятие справедливости, к которой так чуток российский гражданин.
Как ни странно, но от этого понятия зависит и экономика. Обиженный человек много не наработает.
Прогулка в парке
Тем не менее воронежская промышленность добилась весомых результатов, превышающих показатели в среднем по РФ. Добилась за счет специальных объединений - индустриальных парков (ИП). Губернатор Алексей Гордеев считает, что одной из форм привлечения инвесторов должно стать развитие индустриальных парков. В Воронежской области уже сегодня существуют несколько парков различных направлений.
Для того чтобы создать предприятие "с нуля", потребуется оформить кучу документов и всяческих согласований, создать свою инфраструктуру, что обойдется на порядок дороже. А тут - приходи "на готовенькое", все оформлено законодательно, в наличии поддержка местных властей, которые заинтересованы в налоговых отчислениях.
Кстати, пионером в создании парков был Генри Форд. В 1910 году он разместил вдоль Манчестерского канала свой первый автомобильный завод, а уже через 10 лет более 300 американских фирм последовали его примеру, разместив на площадке свои производства и офисы.
Воронежская область - в числе пионеров в создании индустриальных (промышленных) парков в стране.
Бурный рост нового вида промышленных объединений обусловлен вниманием губернатора и правительства Воронежской области, которое в одном из постановлений рост числа индустриальных парков мотивировало созданием условий для социально - экономического развития региона, улучшением условий труда, ростом занятости и качества жизни населения.
16 января Михаил Погосян досрочно лишился кресла президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Это событие производственники оценивают только положительно. С именем Погосяна связана одна из "черных страниц" Воронежского авиастроительного объединения (ВАСО). Лоббируя выпуск своего "Суперджета-100", Погосян фактически тормозил выпуск конкурента в лице Ан-148, который серийно намеревались производить воронежцы.
Управление ФСБ по Воронежской области еще много лет назад писало письма "наверх" о том, что самолет Погосяна не пригоден для эксплуатации на наших аэродромах, увы... Мне довелось присутствовать при "выкатке" (так говорят сборщики) второй машины Ан-148 из цеха Киевского авиационного научно-технического комплекса им. Антонова. Самолет был создан при партнерстве двух стран - России и Украины. На митинг пришли тысячи рабочих предприятия, ждали приезда тогдашнего главы Украины Виктора Ющенко. Но, как оказалось, в это время лидер "оранжевой революции" летел в Вашингтон. Видимо, для очередных консультаций и получения указаний. Было это в апреле 2005 года.
Это пример того, как некомпетентные политики тормозят экономику. Сегодня флагману нашего производства - авиационному заводу предстоит выпустить десятки Ан-148. Сформирован солидный портфель заказов.
Предприятию дополнительно потребуются две тысячи рабочих и инженеров, чтобы освоить программу выпуска самолетов. И это - отрадный факт нашей жизни. В условиях кризиса нельзя стоять на месте. Еще раз вспомню гениального заводчика, изобретателя и просто мудрого человека Генри Форда, который однажды сказал: "Лучшая машина - новая машина!"
Источник: газета "Коммуна", N7 (26396). Пятница, 23 января 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015