19.01.15
Идет, гудет красивый шум
Кино | Воронежские любители современной музыки посмотрели документальный фильм о том, как рождался шугейз – один из жанров альтернативного рока
В последнее время воронежцам грех жаловаться на отсутствие каких-либо культурных событий - концертов ли, премьер, спектаклей или фестивалей. Любители нетривиальной рок-музыки умаслены в этом плане не меньше других. Премьеры фильмов, посвященных сибирскому панк-року («Здорово и вечно», "Следы на снегу"), группе "Аукцыон" ("Еще"). Ежегодный фестиваль Beat weekend, порадовавший в том числе фильмами про Ника Кейва ("20000 дней на Земле") и группу Duran Duran (Unstaged, снятый самим Дэвидом Линчем). И, наконец, среди 16 российских городов, удостоившихся показа фильма "Красивый шум" Эрика Грина, оказался, опять же, Воронеж. Без вмешательства Провидения тут никак не обошлось.
Ярослав Солонин
Сама история проникновения на землю русскую свежеиспеченной документальной ленты, посвященной первому поколению шугейз-сцены (1980-е - 1990-е), как минимум авантюрна. Правообладатели, кажется, заартачились и не дали официального согласия на перевод картины на другие языки (по крайней мере - на русский). Но они недооценили российских шугейзеров и их ударную силу в лице Shoegase generation, переведших фильм довольно-таки профессионально. Флагманами в картине выступают My Bloody Valentine, The Jesus And Mary Chain и Cocteau Twins.
Афиша фильма
В нашем городе "закрытый показ" проходил двукратно: 30 декабря и 7 января. Автору этих строк удалось посетить второй.
Количество зрителей, собравшихся в тот вечер в кинозале "Иллюзиона", вполне сопоставимо со слушателями первого концерта Sex Pistols в колледже Святого Мартина.
Впрочем, по каким-то меркам это аншлаг! Учитывая лютый мороз на улице и специфичность темы. Участники ныне известного коллектива Surfer rose, завсегдатаи Feedback’a - культового альтернативного клуба 1990-х, генерация воронежских шугейзеров и прочие интересные люди собрались в зале.
Я поймал себя на мысли, что многочисленные архивные фотографии с красивыми, лохматыми и дерзкими парнями и девушками напомнили мне наиболее ярких представителей Черноземной альтернативной волны 1990-х. И не то чтобы кто-то обязательно под когото "косил", просто нечто, как говорится, "в воздухе было разлито".
Как поделился со мной Стас Юхно (Molotoff Cocktail) в прошлогодней беседе: "При отсутствии Интернета мы чувствовали себя на пике новых веяний. Кстати, Bauhaus пришел в Воронеж всего лишь с опозданием в один год по сравнению с Англией".
Тут и приходит наболевшая мысль о принципиальном различии между провинциальной культурой и культурной провинцией. И все же не покидает чувство обиды, что многие из наших, кто мог бы перешагнуть все эти географические горизонты, навсегда потеряли такую возможность.
Тому виной и косность почвы, и деструктивные практики, и банальная лень, и, наконец, пресловутое "взросление".
Вчерашние юноши с шумящими гитарами становятся дизайнерами и копирайтерами, девушки выходят замуж и заводят детей. И в этом есть какая-то закономерность.
Были в Воронеже свои подобия и CBGB, и клуба Hacienda. Другое дело, что везде, не только у нас, альтернативной культуре (в истинном смысле этого слова) "покой только снится".
Ей приходится постоянно возобновляться, преодолевать какие-либо тупые препоны (чаще всего рыночные, но не реже и метафизические). Возможно, что эта музыка и не стала бы такой, какой является, не будь всего этого. Может, ощущения от наркотической ломки вполне сопоставимы с раскалыванием черепной коробки от того параноического трепа, что несут живущие по соседству обыватели? С точки зрения утилитарной шум несет если не негативные, то уж точно - побочные коннотации. Но в течение всего двадцатого века знающие люди только и делали, что укрощали шум, приручали его.
После просмотра фильма не покидает ощущение, что все эти дикие парни и девчонки показаны довольно стандартно, что они не просто "приручены", но еще и пропущены через один светофильтр.
Но вот если бы хотя бы такой, пусть стандартный, пусть недоработанный, фильм сняли о Черноземной альтернативной сцене 90-х годов, это было бы очень и очень неплохо.
Источник: газета "Коммуна", N5 (26394) | Вторник, 20 января 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015