19.01.15
Владыка Сергий совершил Всенощное бдение в Благовещенском соборе Воронежа
Накануне Праздника Богоявления митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе, сообщает пресс-служба Воронежской епархии.
Архипастырю сослужили архимандрит Сергий (Копылов), секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и клирики собора. Торжественный чин Литии и благословения хлебов возглавил архимандрит Сергий Копылов.
На Утрении при попеременном пении Величания празднику духовенством, хорами и молящимися митрополит Сергий совершил полное каждение храма, а затем, после торжественного прокимна и чтения Евангельского повествования о событии Праздника Крещения, помазал молящихся освященным елеем.
Фото: vob-eparhia.ru
Празднование события Крещения Господня основано на текстах Священного Писания четырех Евангелистов, согласно которым, Господь Иисус Христос пришел на реку Иордан перед началом Своего общественного служения и просил крещения у пророка Иоанна. Крещение, совершаемое Предтечей, символизировало очищение грехов через покаяние и веру в грядущего Мессию, но Господь не нуждался в нем, однако пришел на Иордан ради исполнения пророчеств и приобщения человеческой природы и природной стихии Божественному освящению.
Поэтому Иоанн Креститель указывает на просьбу Спасителя: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» - услышав в ответ: "Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" (см.: Мф. 3, 14, 15), допускает Его к водам Иорданским. Когда же Иисус Христос вышел из воды и молился, то отверзлись небеса и Дух Святой в виде голубя сошел на Него, и послышался глас с неба: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".
Голос Бога Отца, явление Духа Святого, и да само присутствие в водах Иорданских, воплощенного человека Слово Божия – Иисуса Христа, явилось истинным Богоявлением.
Подлинно не известно время начала празднования этого Евангельского события, однако первое упоминание об этом встречается в третьемI веке в "Строматах" святителя Климента Александрийского. До четвертого века праздник Богоявления отмечался 6 января по юлианскому календарю и включал в себя воспоминание двух важнейших Евангельских событий - Рождества и Крещения Господня указывая тем самым на то, что Бог был явлен в зримых образах: первом - во плоти, втором - голос Бога Отца и сошествие Духа Святого в виде голубя. Начиная с четвертого века Рождество Христово стали отмечать 25 декабря, а Крещение - 6 января. В это же время Восточная Церковь стала совершать крещение оглашенных, для чего особым образом освящалась вода для их крещения.
До одиннадцатого века Великое Водоосвящение совершалось Восточными Церквами только один раз: Константинопольской и Антиохийской Церквами - в Навечерие Богоявления, а Иерусалимской Церковью - в полночь Крещения. Свидетельства об этом мы можем найти в кратком начертании Студийского устава, в древнейших Триодях. В XI-XII вв. появляется обычай совершать водосвятие дважды: в Навечерие праздника - в храмах, а в самый день Крещения - на реках и источниках, ибо Христос крестился вне храма.
Ко времени принятия Русью христианства обычай крестить именно в день праздника Крещения практически уже не существовал, но Великое Освящение воды крепко вошло в традицию Восточных Церквей.
В Русской Церкви великое освящение воды совершалось первоначально один раз из-за влияния Студийского устава, а с XIV века, с ведением Иерусалимского устава, - два раза. Но окончательный вариант чинопоследования был утвержден при патриархе Иоакиме в 1681 году.
На Руси водосвятие как в Навечерие Богоявления, так и в день праздника совершалось с большой торжественностью и сопровождалось всенародным ликованием. В этот день все, от малого до великого, шли на "Иордань", то есть на реки и озера, где, несмотря на сильные морозы и глубокие снега, совершался чин Великого освящения воды.
Кроме благочестивых традиций, бытовали и различные суеверия, связанные с праздником Крещения Господня. В особенности ярко это выражается в наши дни, когда люди, далекие от восприятия праздника по православной традиции, отмечают по совершенно непонятным обычаям, напоминающим языческие обряды и доходящим до откровенного кощунства. Как, например, купание в "Иордане" с распитием спиртных напитков, но самое ужасное - это отношение к Крещенской воде как языческому оберегу.
В церковные праздники необходимо чтить благочестивые традиции. Само Богоявление, по словам апостола Павла, есть "великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" (1 Тим. 3. 16), и благодать, дарованная нам в приобщении святыни в эти дни должна бережно сохраняться нами как можно дольше, помогая нам в духовном возрастании.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015