28.11.16
Поможет ли семье "Семьеведение"?
Предмет с таким названием предлагает ввести в школах страны Российская академия образования
С подобным предложением выступил председатель Научно-координационного совета по вопросам семьи и детства Российской академии образования (РАО), директор Федерального проекта "Крепкая семья" Артур Реан. Сегодня такой предмет как факультативный ведётся в шестидесяти регионах страны. Насколько эффективно он преподаётся, какая информация содержится в учебниках и есть ли они вообще, сказать трудно.
Тамара Гашимова
По словам автора идеи Артура Реана, о необходимости введения этого предмета в расписание всех без исключения школ страны говорят и учителя, и ученики. Их мнение удалось выяснить в результате опроса семи тысяч человек в восьми регионах России.
Три четверти старшеклассников считают, что ещё до вступления в брак необходимо знать о тех проблемах, которые могут возникнуть с самого начала семейной жизни. Они хотят научиться, хотя бы теоретически, предотвращать их, чтобы не пополнить печальную статистику разводов, большинство которых происходит в первые три - пять лет семейной жизни. Оказалось, что российские школьники, в отличие от их западных сверстников, тяготеют к традиционным семейным ценностям.
А что думают по этому поводу воронежские педагоги?
Игорь Золототрубов, директор Русскогвоздёвской средней школы, Рамонский район:
- Основы этого предмета уже есть в обществознании - там семье посвящен отдельный модуль. Вопросы важности семьи прорабатываются и в рамках предмета "Основы религиозной культуры и светской этики". Независимо от того, какой модуль выбирается детьми в зависимости от их вероисповедания, "семейные" вопросы там, однозначно, прорабатываются. Если вводить отдельный предмет, то вместо каких? Что надо убрать из школьной программы, чтобы найти несколько часов для "Семьеведения"? Не лучше ли доработать программы указанных предметов в соответствующем направлении? Считаю необходимым сделать акцент на изучении традиций народов, сохранении преемственности поколений. Надо говорить о многодетности как о норме, о патриотизме, основы которого закладываются именно в семье. К элементам полового воспитания нужно подходить очень осторожно; того, что есть в рамках предмета "биология", на мой взгляд, достаточно.
Александр Строков, директор Бондаревской школы Кантемировского района:
- Такой предмет нужен. Можно сделать его эллективом, в рамках регионального компонента. Почему бы не изучать обязанности супругов: как вести домашнее хозяйство, ответственность и права детей?... Конечно, этому должна учить семья. Но семьи-то - разные. Всё больше семей неполных, дети растут без отца, а то и без обоих родителей, с бабушками и дедушками. Если семья полная, то родители, как правило, работают с утра до ночи, им не до детей. Но сначала надо написать учебник, отправить педагога на курсы переподготовки. Вводить такой предмет лучше с восьмого класса, когда дети сильно не загружены.
Ирина Москалёва, учитель химии гимназии Б„–2 Воронежа:
- Раньше был предмет "Этика и психология семейной жизни". Теперь хотят назвать "Семьеведение". Я сама вела этику в 80-е годы. Думаю, что такой предмет нужен. Может быть, надо ввести предмет "Жизневедение?" Но учит не школа, а сама жизнь. Дело в том, что "личность формируется в деятельности", и хотим мы это или нет, но человек повторяет семью, в которой он вырос, сформировался. Учебный предмет может дать только знания. Для семейной жизни этого мало, но, вероятно, необходимо, чтобы было на что опереться, о чём задуматься. Содержание предмета требует тщательного отбора. Поскольку семейная жизнь многогранна, то и при изучении её надо учитывать и психологические, и этические, и экономические, и медицинские аспекты. Важно, чтобы содержание не носило назидательный характер, а требовало раздумий, размышлений, поиска самостоятельного решения.
По воспоминаниям, на уроках этики хорошо воспринимались жизненные ситуации, обсуждение которых выливалось в спор. А в споре, как известно, рождается истина. Стоит ли вводить отдельный предмет? Да. Но за счёт каких часов? Что при этом будут сокращать? У нас ведь нет единого подхода: то ОБЖ, то физкультуру усиливаемБЂ¦ При этом химию сократили до одного часа. А зачем нам она? Если вводить "Семьеведение", то в десятом классе. Дети в этом возрасте уже сознательные.
А в заключение - формула семейного счастья: (У + В) * Т + Р. Где, У - уважение, В - восхищение, Т - терпение, Р - работа.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017